Индекс цитирования Яндекс.Метрика
23.11.2011

Кадры решают все. Но где их взять?

К сожалению, у мрачных прогнозов есть особенность – они чаще сбываются. Уже несколько лет назад на разных уровнях общения с руководством я высказывал опасение, что самое щедрое финансирование и благоприятные условия для работы не принесут желаемых результатов, если в науке не будет людей, способных выдвигать «безумные» идеи, отстаивать их вопреки всем авторитетам, ночами просиживать в ла-бораториях и на испытательных стендах.
   К сожалению, у мрачных прогнозов есть особенность - они чаще сбываются. Уже несколько лет назад на разных уровнях общения с руководством я высказывал опасение, что самое щедрое финансирование и благоприятные условия для работы не принесут желаемых результатов, если в науке не будет людей, способных выдвигать «безумные» идеи, отстаивать их вопреки всем авторитетам, ночами просиживать в лабораториях и на испытательных стендах.

   Сегодня мы подошли к той черте, когда дефицит квалифицированных кадров начинает тормозить развитие не только науки, но и всей экономики. Дело дошло до того, что Президент страны вынужден напоминать чиновникам о роли инженера в современном обществе.
«Мы - инженеры!» - не без гордости подчеркивал в своих назиданиях император Николай I, в те годы даже не подозревавший, какими свершениями обогатит пред-стоящее столетие инженерная мысль.

   Думается, нам в первую очередь надо сохранить и даже восстановить прежнюю систему подготовки инженерных кадров. Двухуровневая система высшего образования, возможно, подходит для гуманитарных специальностей: из бакалавра можно получить хорошего юриста или экономиста. Но инженера, исследователя, ученого вырастить из человека, не имеющего навыков практической работы, не получится. Вместе с тем надо признать, что уровень подготовленности выпускников даже лучших наших высших образовательных учреждений значительно отстает от требований, предъявляемых к ним современными условиями. Отсюда - вывод: вырастить квалифицированного инженера возможно только на основе хорошей общенаучной и общете-хнической подготовки и правильно организованной, содержательной производственной практики.

   О необходимости ввести для студентов обязательную практику на производстве и в конструкторских бюро говорил Президент России Д.А. Медведев на совещании по подготовке инженерно-технических кадров для отечественной промышленности: «Студенческая практика, например, на производстве и в конструкторских бюро, она до сих пор не является обязательной, и зачастую молодой человек на третьем, четвертом курсе нигде не был, обладая только сугубо теоретическими знаниями, а это, в общем, никуда не годиться». На этом же заседании Президент России дал поручение «Разработать комплекс мер, направленных на повышение престижа инженерных профессий, а также привлекательности обучения по специальностям инженерно-технического профиля». С целью реализации поручения Д.А. Медведева, возглавляемый мною институт, предложил на основе созданных базовых кафедрах при МВТУ им. Н.Э. Баумана и МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского внедрить комплекс мероприятий: увеличить количество учебный часов прохождения практики (производственной, технологической, преддипломной) студентов и аспирантов в ведущих предприятиях и Государственных научных центрах, оснащенных современным исследовательским и технологическим оборудованием; зачислять студентов 5 и 6 курсов в штат предприятия с заключением трудовых соглашений, согласно ТК РФ, при условии отработки не менее 50 % рабочего времени; утверждать в интересах ГНЦ, НИЦ и КБ тематику диссертационных работ аспирантов очной формы обучения на совместных Ученых советах ВУЗа и предприятия; трудоустраивать аспирантов на контрактной основе для выполнения совместных исследовательских работ между ВУЗом и предприятием в рамках темы диссертации, совмещая работу с учебно-преподавательской деятельностью в ВУЗе.

   Необходимо держать под постоянным контролем вопросы подготовки научно-технического персонала, создавать условия для появления учёных с международной известностью, добившихся серьёзных научных результатов. Наличие высококвалифицированного кадрового потенциала в сфере науки и образования является одним из главных условий, обеспечивающих решение важнейших социально-экономических задач.

   Воспроизводство кадров является сложной комплексной социальной и организационно-экономической проблемой.
Необходима серьезная государственная поддержка, которая позволит ликвидировать разрыв поколений, возникший в 90-х годах, и обеспечит создание кадровой ос-новы из числа талантливой молодежи для сохранения преемственности, развития научных школ, поддержания творческой среды генерации знаний и инновационной деятельности.

   В целях сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. №939 были созданы государственные научные центры Российской Федерации (далее - ГНЦ РФ). Вопросам развития кадрового потенциала, и, в первую очередь, молодых ученых и специалистов, в ГНЦ РФ уделяется большое внимание. Именно в этих Центрах создаются условия для совершенствования профессионального уровня под руководством ведущих ученых. Практически все рабочие места оснащены самым современным исследовательским и технологическим оборудованием. Молодые специалисты имеют неограниченный доступ к необходимой технической информации, принимают активное участие в различных конференциях, симпозиумах, включая международные.

    Система подготовки и переподготовки кадров в ГНЦ РФ складывается из не-скольких элементов. Наиболее оптимальной является непрерывная схема «школа - вуз - аспирантура - защита кандидатской диссертации - защита докторской», которая успешно реализуется во многих ГНЦ РФ, в том числе - и в нашем Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ).

   Важной составной частью этой системы является созданное в 2001 году на базе ВИАМ отделение Московского государственного вечернего металлургического института (МГВМИ). С целью обеспечения структурных подразделений ВИАМ техниками, лаборантами и рабочими институт принимает на работу выпускников общеобразовательных школ и колледжей, которые на основании договоров о целевой контрактной подготовке специалистов, без отрыва от производства, продолжают обучение в МГВМИ.

   Организация такой формы занятий оказалась удобной и эффективной как для института, так и для студентов: днем они работают, вечером в специально оборудованных аудиториях ВИАМ слушают лекции ведущих ученых и преподавателей.

   В настоящее время 70 сотрудников института являются студентами отделения МГВМИ, 47 выпускников 2007-2011 гг. продолжают работать в институте инженерами по специальности, а четверо из них повышают свою квалификацию путем обучения в аспирантуре, один из выпускников защитил кандидатскую диссертацию.

В ВИАМ с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для подразделений института созданы базовые кафедры: «Авиационное материаловедение» МАТИ-РГТУ имени К.Э. Циолковского и кафедра «Материаловедение» факультета «Машиностроительные технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Наиболее успешные студенты 5 и 6 курсов этих кафедр зачисляются на работу в ВИАМ, проходят производственную и преддипломную практику, защищают дипломные работы. Более 80 выпускников 2006-2011 гг. продолжают работать в институте.

   В МАТИ по договору с институтом осуществляется подготовка специалистов для филиала ВИАМ - Геленджикского центра климатических испытаний им. Г.В. Акимова (ГЦКИ ВИАМ). Отбор абитуриентов из числа выпускников средней школы  № 3 г. Геленджика проводит выездная приемная комиссия. С 2009 года первые четыре выпускника успешно работают в ГЦКИ ВИАМ г. Геленджике, а два выпускника 2010 года работают в ВИАМ и продолжают обучение в аспирантуре МАТИ.

   Для обеспечения потребности предприятия в молодых специалистах с высшим и средним специальным образованием ВИАМ сотрудничает с учреждениями среднего профессионального образования (Московский колледж авиационного моторостроения, Московский промышленно-экономический колледж, Московский политехнический колледж, колледжи №№ 13, 27, 39), а также высшего профессионального образования. Студенты проходят все виды практик (от ознакомительной до преддипломной) в подразделениях института. За 2006-2010 годы в ВИАМ прошли производственную и пред-дипломную практику 464 студента вузов и колледжей. В 2009-2011 годах из 168 студентов, прошедших практику, 82 выпускника были приняты на работу в институт. ВИАМ заключил соглашение о научно-техническом сотрудничестве с 8 национальны-ми исследовательскими университетами России и активно сотрудничает с зарубежными университетами.

   В ВИАМ разработано и действует Положение о Фонде поддержки молодых специалистов, в соответствии с которым ежемесячно к основной заработной плате выплачиваются надбавки в течение первых трех лет работы.
   Все эти усилия и меры привели к тому, что сегодня из 1806 сотрудников 839 человек - молодежь до 35 лет, в то время, как в 1997 году из общего числа 2400 сотрудников института количество молодежи до 35 лет составляло 34 человека, а средний возраст снизился с 61,5 года до 44, 7 лет.
В институте на постоянной основе действует Совет молодых ученых и специалистов. Молодые ученые и специалисты ВИАМ совмещают научную и организационную работу в качестве заведующих отделами, лабораториями, секторами, назначаются руководителями и ответственными исполнителями научных тем. Все это позволяет «планировать» карьеру молодого специалиста с момента его поступления на работу, формировать «кадровый резерв» будущих руководителей ВИАМ.

   В настоящее время в состав Совета входит 17 молодых специалистов, представляющих интересы различных научных направлений и инженерных служб. Совет молодых специалистов и ученых представляет и защищает интересы молодых сотрудников. По его рекомендации осуществляется повышение в должности молодых специалистов с соответствующим увеличением оклада. Члены Совета принимают активное участие в ежегодной аттестации молодых специалистов, в присуждении именных стипендий аспирантам, готовят свои предложения по премированию лучших наставников.
Совет молодых ученых и специалистов ВИАМ активно взаимодействует с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сфере при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. В 2010 году двое из сотрудников ВИАМ стали лауреатами Премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых.

   Не малую роль в закреплении научных кадров имеет возможность повышения научной квалификации наших сотрудников, которую обеспечивает действующие в ВИАМ аспирантура и базовый диссертационный совет по присуждению ученых степе-ней кандидатов и докторов наук по трем специальностям: материаловедение (машиностроение); металловедение и термическая обработка металлов и сплавов; технология и переработка полимеров и композитов. Количество аспирантов в 2011 году составило 83 человека, тогда как в 2006 году их было всего 46 человек. ВИАМ заключает с каждым аспирантом договор на обучение, регламентирующий права и обязанности сторон, условия и порядок обучения. К научному руководству аспирантами и соискателями привлечены ведущие научные сотрудники института. Наиболее отличившимся аспирантам руководством института ежегодно присуждаются стипендии имени выдающихся советских и российских ученых - сотрудников ВИАМ. За период с 2006 года по настоящее время 110 аспирантов были присуждены именные стипендии.

   Особый вопрос - о мотивациях. Ученая степень, квартира, высокий оклад, при-знание коллег не только на родине, но и за рубежом - все это естественные стремления любого человека. Но для некоторых молодых специалистов главным стимулом нередко служит возможность занять высокий пост, позволяющий реализовать свои творческие замыслы.

   В свое время такую притягательную силу имел институт генеральных конструкторов. Эти люди были интеллектуальной элитой нации. Их роль в развитии страны огромна. Именно благодаря их таланту и усилиям были созданы авиационная, космическая. атомная и другие передовые отрасли промышленности.

   С одной стороны, в руках этих людей были сосредоточены огромная власть и возможности. Но, с другой стороны, они отвечали за порученное дело буквально головой. И они отвечали. Несмотря на возраст и сложность поставленных задач.
К сожалению, на протяжении ряда лет этот институт постепенно разрушался. Несмотря на все заслуги, выдающиеся конструкторы и крупные руководители предприятий с легкостью освобождались со своих постов. Им на смену, в ряде случаев, приходили специалисты по «распиливанию» денег, далекие от науки и производства - менеджеры. Какой уж тут пример для подрастающей смены?

   Свои соображения по этому вопросу я направлял Председателю правительства РФ и в адрес Военно-промышленной комиссии при Правительстве. Мы встретили понимание и поддержку в плане возрождения самого института генеральных конструкторов. Но это - лишь полдела. Этим людям надо дать необходимые большие полномочия, возложив всю ответственность за решение порученных задач.
Сказанное не означает, что мы идем в будущее только с огромным грузом накопившихся проблем. Молодежи нужны новые знания, идеи, зовущие вперед, способные сплотить людей, наполнить особым смыслом жизнь многих поколений. Именно такие идеи мы стремимся развивать в стенах ВИАМ.
Здесь я хотел бы напомнить слова великого человека - ученого, мыслителя, инженера, художника Леонардо да Винчи: « Кто знает все, тот может все. Только бы узнать и крылья будут»

Источник: Инженерная газета №30 ноябрь 2011г.