Яндекс.Метрика
04.09.2011

Фрагменты статьи «Кто поедет на платформе», в журнале «ЭКСПЕРТ» № 35 от 5-11 сентября 2011 года, где приведены высказывания Президента ассоциации ГНЦ академика РАН Е.Н. Каблова по вопросу создания технологических платформ.

В журнале «ЭКСПЕРТ» № 35 5-11сентября 2011 года журналисты Александр Механик и Тигран Оганесян опубликовали статью «Кто поедет на платформе», в которой они представили историю создания Технологических Платформ (ТП) в Европе и в России, кратко охарактеризовали некоторые ТП и высказали мнение, что неготовность госструктур, проблемы с финансированием и пассивность бизнеса могут помешать реализации ТП.

     В журнале «ЭКСПЕРТ» № 35 5-11сентября 2011 года журналисты Александр Механик и Тигран Оганесян опубликовали статью «Кто поедет на платформе», в которой они представили историю создания Технологических Платформ (ТП) в Европе и в России, кратко охарактеризовали некоторые ТП и высказали мнение, что неготовность госструктур, проблемы с финансированием и пассивность бизнеса могут помешать реализации ТП. К 2008 году в Европе было создано 36 Европейских технологических платформ (ЕТП). В 2010 году новый европейский институт развития заметили в России. Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям в августе того же года поручила Минэкономразвития и Минобрнауки подготовить предложения по формированию собственных технологических платформ. На рассмотрение правительственной комиссии было представлено около 200 предложений по созданию технологических платформ. После совместной работы представителей правительства и заявителей по объединению этих предложений в апреле 2011 года был утвержден список из 27 таких платформ.

     В этой статье изложены также некоторые соображения по затронутым вопросам, которые генеральный директор ВИАМ академик РАН Е.Н. Каблов, высказал в беседе с одним из авторов - Александром Механиком.

Предлагаем читателям ознакомиться с ними.

1. Научно-техническое сообщество России встретило инициативу правительства по созданию технологических платформ с редким для нашего времени энтузиазмом. Как сказал академик РАН Евгений Каблов, генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), который координирует работу двух платформ — «Новые полимерные композиционные материалы и технологии» и «Материалы и технологии металлургии», — «это было одно из самых позитивных решений правительства, которое объединило и бизнес, и науку, и государство вокруг целей государственной промышленной политики. Работа над созданием техплатформ позволила, во-первых, где-то активизировать, где-то заново создать горизонтальные связи между их участниками. Во-вторых, проанализировать ситуацию в разных отраслях науки и промышленности: что у нас есть, чего нет».

2. Стало общим местом утверждение, что инновационная система России страдает несогласованностью различных ее звеньев. В частности, заметил заместитель министра образования и науки Алексей Пономарев, это находит свое отражение в том, что «у нас мало развита культура кооперации. И еще меньше развита культура бизнес-кооперации». И государственные структуры, и научные и образовательные учреждения увидели в технологических платформах инструмент привлечения бизнеса к той самой кооперации, к сотрудничеству с наукой и образованием под патронатом государства. Как сказал Евгений Каблов, «объединившись в технологическую платформу, мы вырабатываем понятный алгоритм взаимодействия и программу движения каждого участника платформы к единой цели».

3. По мнению Евгения Каблова, «технологические платформы должны стать основой для провозглашенного правительством курса на реиндустриализацию России. В рамках технологических платформ необходимо, проанализировав общее состояние основных отраслей российской промышленности, определиться, что мы покупаем за рубежом, что мы совместно создаем и что мы делаем сами. А главные цели каждой конкретной техплатформы состоят в том, чтобы, во-первых, обеспечить нынешние потребности экономики в научных исследованиях и в соответствующей промышленной продукции, восстановив или заново установив необходимые технологические связи. Во-вторых, сформировать представление о будущем, разработать программу его реализации, предложить ее государству и подготовиться к ее реализации». Евгений Каблов подтверждает это на примере технологической платформы «Новые полимерные композиционные материалы (ПКМ) и технологии». Ставятся две задачи. Первая — восстановить связи между участниками технологического процесса получения изделий из ПКМ от разработчиков и изготовителей исходных сырьевых компонентов, например кислот соответствующего качества, до изготовителей конструкций, например деталей самолетов или строительных конструкций. Где надо восстановив и соответствующее производство. Вторая — согласовать пути развития этой отрасли промышленности на ближайшее десятилетие между участниками техплатформы и государством. А, скажем, при формировании технологической платформы «Материалы и технологии металлургии» ставится задача выработать единые подходы к созданию материалов и технологий, а также к разработке конструкций, чтобы обеспечить возможность трансфера технологий спецметаллургии в другие области металлургии и в разные отрасли промышленности. Для этого на ТП будет создана специальная структура по трансферу технологий. Дело в том, что если спецметаллургия в России еще держится на мировом уровне, то в черной металлургии многое утеряно. Например, утеряны технологии электрошлакового переплава и рафинирования, хотя они существенно повышают характеристики сталей, их сроки эксплуатации, коррозионную стойкость. Но чтобы такой трансфер стал возможным, необходимо в том числе сформировать программу технического перевооружения предприятий и их развития, и это тоже должно стать одной из задач ТП. Конечно, речь идет не только о восстановлении утерянного, но и о разработке нового. На базе той же платформы «Материалы и технологии металлургии» работают над доведением до серийного уровня технологии магнетронного способа нанесения керамических слоев теплозащитных покрытий на лопатки авиационных двигателей. Этот способ должен в два раза понизить коэффициент теплопроводности покрытий и тем самым существенно повысить температуру газа на входе в турбину двигателей и их экономичность. До настоящего времени и в мире, и в России применялся электронно-лучевой метод нанесения покрытий, который в десятки раз более энергоемкий и не обеспечивает необходимого коэффициента теплопроводности. Кроме того, электронно-лучевые установки в СССР разрабатывал Институт Патона в Киеве, а после распада Союза он создал совместное предприятие с американской компанией «Прат Уитни» по разработке и нанесению теплозащитных покрытий на лопатки газотурбинных двигателей. И работы по спецтематике с ним стали невозможны.

4. «Нужно проведение соответствующей экономической политики, которая бы показала бизнесу, что, если вы хотите зарабатывать деньги, вы должны вкладывать в технологическое переоснащение — модернизацию своих производств, в разработку новых материалов и новой техники. С другой стороны, объединившись в рамках технологических платформ, бизнес и все заинтересованные организации могут выступать со своими консолидированными инициативами, в том числе и законодательными», — считает Каблов.

5. Евгений Каблов видит выход в формировании на законодательном уровне того, что называется технологическими коридорами. То есть перечня экологических, экономических, технологических, социальных требований, которым должны отвечать те или иные технологии, материалы, изделия. Как, например, требования к автомобильному и авиационному топливу и к ограничениям на выбросы вредных веществ в атмосферу, что в Европе, с одной стороны, привело к коренной реконструкции нефтетопливной, автомобильной и авиационной промышленности, а с другой — к закрытию европейского рынка для товаров, не соответствующих этим требованиям. В частности, это катализировало применение в автомобильной и авиационной промышленности полимерных композиционных материалов, что позволило резко сократить вес самолетов и автомобилей и, соответственно, потребление топлива.

Подробнее читайте на страницах журнала «ЭКСПЕРТ»