Индекс цитирования Яндекс.Метрика
29.07.2016

«Технология» подарила Обнинску небо

Обнинск возник в 1956 году, «Технология» чуть позже — в 1959 году. История предприятия всеми гранями соприкасается с историей родного города.

И сегодня, слушая новости о космических запусках или о создании новых российских самолетов, горожане с гордостью говорят: «Технология» вновь помогла России.

Имени Ромашина

Сегодня «Технология» носит имя первого генерального директора Александра Гавриловича Ромашина. Он — Почетный гражданин Обнинска. Его знает весь город. Не потому, что академик, доктор технических наук, профессор, Лауреат Ленинской премии, премии Совета Министров СССР, двух премий российского правительства в области науки и техники и обладатель других весомых наград и титулов. А потому, что он всю свою жизнь бескорыстно служил родному предприятию.
«Технология», заточенная на успех авиакосмической и ракетной техники, снискала Обнинску международную известность. Но, возможно, сегодня не пришлось бы об этом даже говорить, если бы его поглотила или растащила по разным квартирам беспорядочная перестройка. Можно было бы написать захватывающий сюжет про «Технологию», когда ветер перемен нес ее к пропасти. Но… Само время востребовало такого человека, который не просто остановил падение уже сложившегося научно-производственного комплекса, но помог ему подняться и стартануть в будущее. В этом и кроется талант Ромашина.

Звездные войны

Америка под конец 80-х прошлого века пугала мир своим военным превосходством. В частности, широко продвигала теорию звездных войн, разыгрывая фантастический сценарий перед реализацией программы «Шаттл». СССР сделал ответный шаг. Это был «Буран». Из 100 тонн общего его веса 10 тонн составила продукция «Технологии». Для корабля «Буран» впервые в стране были изготовлены крупногабаритные створки отсека полезного груза из полимерных композиционных материалов общей длиной до 18 метров.
...Мало кому известно, что был не один, а три «Бурана». Помимо того, что слетал в космос, есть еще два испытательных. Один из них, после свертывания этой космической программы, стал интерактивным музеем на ВДНХ в Москве. Другой «Буран» коллекционер из Германии привез к себе на железнодорожной платформе с намерением выставлять напоказ, как в музее.
Научный задел, полученный при создании многоразового пилотируемого космического корабля «Буран», открыл предприятию доступ в мир большой науки и техники (недаром почти два десятилетия «Технология» имеет статус ГНЦ), вывел его на самый передовой уровень разработки новых материалов и технологий.

«Технологические» запуски

14 марта 2016 года с Байконура стартовала первая в истории человечества миссия для поиска жизни на Марсе ExoMars. Станцию ExoMars на траекторию полета выводила российская ракета-носитель «Протон-М». А головной обтекатель для нее делают в «Технологии». Мало того, сам проект ExoMars состоит из двух стадий. Роль «Технологии» в первой — вывод на орбиту межпланетной станции. А во второй все гораздо круче: обнинское предприятие будет делать узлы для десантного модуля со специальной платформой. Его доставят к Марсу вслед за первым кораблем миссии, в 2018 году.
«Технология» — соавтор практически каждого второго космического пуска в России. В том числе и самых современных ракет-носителей, таких, как «Ангара-А5». Она может гарантированно выводить на любые орбиты действующие и перспективные космические аппараты, как военного, так и научного назначения. Для нее в Обнинске изготовили углепластиковые обечайки головных обтекателей. «Ангара-А5» взлетела в небо почти полтора года назад. Президент Владимир Путин назвал запуск большим и значимым событием в космической отрасли.
Еще один повод для «космической» гордости — в лабораториях «Технологии» разработали ультралегкий каркас солнечных батарей космических аппаратов. Его вес — 480 г на кв.м. То есть общая конструкция «обошлась» всего в полтора килограмма — а это технологический прорыв. Итог работы — 30% энергии солнца превращаются в электроэнергию при минимально возможной массе батареи. Никому в мире не удалось достичь аналогичных показателей!

Магистральный самолет XXI века

Российский авиалайнер МС-21 по многим параметрам опережает новые модели Boeing и Airbus. Но, опять же, без обнинской «Технологии» МС-21 не было бы.
На первую выкатку, 8 июня 2016 года, приехал премьер Дмитрий Медведев, и внимание высшего руководства страны к теме не случайно. Новый самолет решает важные экономические и политические задачи государства. Страна, первой запустившая спутник и первой отправившая человека в космос, долгое время «жила» на старых зарубежных лайнерах, послуживших другим державам. И сейчас Россия представила миру МС-21. Он по многим параметрам превосходит новейшие аналоги Boeing-737 MAX и Airbus A320neo — они тоже только выводятся на рынок.
Столь долгожданный проект для российской авиации мог бы и не воплотиться в жизнь, не подключись к нему обнинская «Технология». Обнинский секрет — композиты. Они легкие, прочные, экономичные. Создавать крупногабаритные конструкции из композитов с соблюдением требований по качеству способны всего несколько центров в мире. Один из них — ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина. В Boeing-737 MAX и Airbus A320neo композитов совсем немного. А МС-21 на 30-40% состоит именно из них.
«Если требуется максимально эффективно воплотить самые передовые идеи в высокотехнологичную продукцию, «Технология» способна это сделать, — отмечает генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин. — Первый опыт создания крупногабаритных конструкций из композитных материалов предприятием был получен в рамках самой масштабной в истории страны кооперации по созданию многоразового космического корабля «Буран». Участие в проекте «МС-21» — достойное развитие заложенных в те годы традиций. Умение воплощать научную идею в серийный продукт является нашим основным конкурентным преимуществом».

Источник: НГрегион