Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Все авиационные двигатели, разрабатываемые в России, проходят через ЦИАМ

Бабкин В.И.

В 2015 году ЦИАМ отмечает свое 85-летие. С какими мыслями Вы, как руководитель Института, встречаете этот юбилей?

В нашей стране на протяжении многих лет ЦИАМ вместе с ЦАГИ, ВИАМ и двигателестроительными КБ непрерывно и эффективно обеспечивал достижение высоких уровней технического совершенства двигателей. Так было в 30-е годы XX века, когда в ЦИАМ был создан самый мощный на тот момент авиадвигатель СССР – М-34, а конструкторы, работавшие в Институте, возглавили большинство авиадвигательных ОКБ. Так было в 40-е годы, когда освоенная под руководством В.Я. Климова, работавшего в ЦИАМ, технология изготовления поршневых двигателей М-100 быстро развивалась, и в ходе Великой Отечественной войны было достигнуто не только количественное, но и качественное превосходство советских моторов над немецкими.

Так было в 50-х годах прошлого века, когда, в том числе с помощью ЦИАМ и ЦАГИ, впервые были спроектированы сверхзвуковые ступени компрессоров, что позволило в 2,5 раза уменьшить число ступеней двигателя Р11Ф-300 для МиГ-21 по сравнению с американским двигателем J79 для F-4. В 60 – 80-х годах наступил «золотой век» отечественной авиации, и при участии ЦИАМ были созданы такие шедевры, как Д-30Ф6 для МиГ-31, РД-33 для МиГ-29, АЛ-31Ф для СУ-27, НК-32 для Ту-160. В 80 – 90-х годах прошлого века именно исследования ЦИАМ привели к прорыву на пути создания ГПВРД.

Все это стало результатом не только самоотверженного труда и оригинальных находок ученых и конструкторов, но и следствием правильной организации инновационного цикла по созданию новой техники.

Для эффективной и успешной работы авиадвигателестроения необходимо, чтобы все части известной триады – НИИ, КБ и серийные заводы – непрерывно и эффективно занимались своим делом. Нельзя эту сбалансированную систему деформировать, например, выделяя средства только на подготовку и организацию производства или только на опытно-конструкторские работы в КБ. Только в случае если система будет работать слаженно и организованно, двигателестроение будет иметь успех.

Во всем мире на НИР по авиационным двигателям идет не менее 25% от общего объема финансирования создания авиационного НТЗ, а у нас, особенно в конце 2000-х годов, эта доля снизилась менее, чем до 10%. Именно поэтому мы считаем очень актуальным недавний доклад вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина Президенту РФ с предложением по приоритезации работ по двигателестроению. Принято очень важное для двигателистов решение, даны соответствующие поручения, и надо работать над их выполнением.

ЦИАМ – головная научная организация авиационного двигателестроения. Это интуитивное историческое понятие?

Все авиационные двигатели, разрабатываемые отечественными конструкторскими бюро, проходят через ЦИАМ, который обеспечивает научно-техническое сопровождение разработки авиадвигателей и проведение их специальных испытаний в ходе ОКР. Особенность Института состоит в том, что помимо проведения комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области двигателестроения, он разрабатывает и поддерживает нормативно-правовую базу, правила и стандарты создания двигателей.

В октябре 2010 г. Минпромторг России утвердил список ведущих по направлениям научно-исследовательских организаций оборонно-промышленного комплекса, куда вошел ЦИАМ как ведущая организация по авиационному двигателестроению. А в 2011 г. приказом Минпромторга Институт, наряду с ЦАГИ, ВИАМ и ГосНИИАС, отнесен к первой категории – научные организации-лидеры.

Какие цели преследует создание НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»?

В зарубежных странах - лидерах авиастроения развитию авиационной науки и созданию новых технологий уделяется внимание на государственном уровне. Например, координацией НИР в США занимается NSTF при администрации Президента США. Аналогичную политику через ACARE проводит и Европа. В связи с ужесточением требований, предъявляемых к перспективных образцам авиационной техники со стороны заказчиков, и в условиях финансовых ограничений необходимо координировать направления разработки опережающего научно-технического задела для ее создания. Для этого и организуется НИЦ им. Н.Е. Жуковского.

Мы надеемся, что в союзе с другими ведущими научными организациями авиационной отрасли нам будет легче строить скоординированную политику не всегда простых взаимоотношений с промышленностью.

Как сегодня осуществляется взаимодействие ЦИАМ с промышленностью?

В рамках ОКР ЦИАМ участвует во всех этапах проектирования двигателя, инженерных испытаний и доводки его узлов, включая большой комплекс прочностных испытаний, проводит уникальные испытаний газогенераторов и двигателей в термобарокамерах (ТБК) высотных стендов с имитацией реальных полетных условий, что невозможно на наземных стендах ОКБ. В то же время ЦИАМ выполняет роль государственного эксперта, выпуская заключения по всем основным этапам ОКР. ЦИАМ с 2000 по 2008 г. при очень ограниченном финансировании с участием «Авиадвигателя», «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ММПП «Салют» готовил НТЗ для ПД-14, что позволило в рекордные для нашей страны сроки создать демонстрационный газогенератор (1,5 года) и двигатель-демонстратор (3 года). С 2009 г. НТЗ для ПД-14 создавался уже при головной роли предприятий АО «ОДК» и активном участии ЦИАМ.

Намечены высотные испытания двигателя ПД-14 в ТБК научно-испытательного центра ЦИАМ. Программой работ предусмотрены испытания на разгонном стенде на обрыв лопатки вентилятора ПД-14. ЦИАМ принимает участие в работах по всем узлам и системам ПД-14.

Институт проводит большой объем и других работ по договорам с АО «ОДК» и предприятиями отрасли. Следует отметить участие в работах по созданию двигателей для перспективных авиационных комплексов государственной авиации.

Совместно с ЦАГИ, ПАО «ОАК», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Кузнецов» и ОАО «НПО «Сатурн» ЦИАМ работает над формированием облика перспективных ТРДД большой тяги (30-35 тс) и отработкой критических технологий для них.
Совместно с ФГУП ЦАГИ, АО «Вертолеты России», ОАО «Климов» и ФГУП ВИАМ ЦИАМ проводит работы по определению облика вертолетного ГТД и отработку критических технологий для этого двигателя с широким применением композиционных материалов.

Расскажите о вкладе ЦИАМ в разработку ПД-14.

Вместе с ОКБ ЦИАМ определил для двигателя ПД-14 два базовых облика: один – с прямым приводом вентилятора, второй – с редукторным. Для двух этих схем были определены критические технологии: малошумный вентилятор с широкохордными лопатками рабочего колеса, малоступенчатый компрессор высокого давления, малоэмиссионная КС, а также математическая модель для САУ FADEC.

Институтом была разработана малошумная и высокоэффективная вентиляторная лопатка сложной аэродинамической формы. В результате прирост КПД по сравнению с вентиляторной ступенью ПС-90 составил 4-5%.

Институт располагает крупнейшей в Европе испытательной базой. Есть ли планы по ее развитию?

Основная часть испытательной базы Института сосредоточена в Научно-испытательном центре ЦИАМ в поселке Тураево недалеко от г. Лыткарино. В последние годы в НИЦ ЦИАМ был модернизирован стенд для исследования процессов горения при сверхзвуковых скоростях полета, который позволил испытывать крупномасштабные модели ГПВРД, интегрированные вместе с элементами летательных аппаратов. Также был создан стенд для исследования акустических характеристик моделей однорядных и биротативных вентиляторов. В связи с ужесточением требований ИКАО по работе двигателя в условиях обледенения, особенно образования кристаллов в облаках, усовершенствованию был подвергнут стенд по исследованию процессов обледенения. Также в последние годы проведено существенное обновление базы для проведения прочностных исследований образцов материалов, а также разгонных стендов.

Текущая модернизация, как видите, идет, но для испытаний перспективных двигателей 6-го поколения, конечно, требуется серьезно переоснащать базу с точки зрения повышения параметров технологических систем. Для двигателей большой тяги – более 30 тс – потребуется существенная модернизация экспериментальной базы.

Есть федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса», в рамках которой выделяются существенные средства на развитие этой уникальной базы. И все же, для ее поддержания в работоспособном состоянии приходится ежедневно напрягать все силы Института.

Расскажите о «демографии» ЦИАМ.

По состоянию на 31 июля 2015 г. численность работников ЦИАМ составляла 2625 человек. Рост численности сотрудников по сравнению с 2013 г. составил 5,6%. Средний возраст работников на конец 2013 г. – 50,4 года, на конец 2014 г. – 48,8 года и на 31 июля 2015 г. – 48,7 года, т.е. средний возраст имеет тенденцию к уменьшению.

В Институте происходит стабильный рост заработной платы. Средняя заработная плата у научных работников – исследователей за первые 6 месяцев 2015 года составляет 68 257 руб. В сравнении с 2013 годом средняя заработная плата работников Института выросла на 11%.

Российских ученых часто критикуют за недостаточное число публикаций, докладов на международных конференциях, патентов. Можно ли оценить производительность труда ученых ЦИАМ?

Общее число публикаций ученых ЦИАМ в РИНЦ (по данным за ноябрь 2015 года) – 2227. Суммарное число цитирований публикаций – 4337. h-индекс (индекс Хирша) – 22, g-индекс – 30, i-индекс – 8.

Приведу также данные по количеству патентов, полученных в 2014 году предприятиями отрасли. Больше всего патентов зарегистрировало предприятиями отрасли НПО «Сатурн» - 48. ЦИАМ на втором месте – 37 патентов. ЦАГИ на третьем – 27. В 2015 г. по состоянию на 12 августа на первом месте Крыловский центр – 28 патентов. ЦИАМ и ВИАМ зарегистрировали по 27 патентов. ЦАГИ – 26. Что еще важно: наши патенты востребованы. Из 37 патентов ЦИАМ 2014 года 3 награждены дипломами Федеральной службы интеллектуальной собственности в номинации «100 лучших изобретений России». В целом, сейчас используются 122 патента ЦИАМ.

Впрочем, недопустима абсолютизация значений формально устанавливаемых «наукометрических показателей». В любом случае наши взаимоотношения с промышленностью, как уже говорилось выше, не ограничиваются патентами и тем более публикациями.

Какую роль играет для ЦИАМ международное сотрудничество?

На основе двусторонних научно-технических связей Институт имеет сложившиеся отношения с ведущими авиационными мировыми научно-исследовательскими центрами. С 2005 года Институт принимает участие в проектах рамочных программ Европейского сообщества. В настоящее время в области авиадвигателестроения ЦИАМ – партнер в нескольких значимых международных кооперационных проектах, финансируемых Европейской комиссией в рамках 7-ой Рамочной программы Европейского союза. Работы ЦИАМ признаны не только среди российских конструкторских бюро, но и в мировом научном сообществе.

В чем Вы видите практическую пользу от проводимой в ЦИАМ конференции «Авиадвигатели XXI века»?

«Авиадвигатели XXI века» - один из крупнейших научных форумов для авиадвигателестроительной отрасли России. Польза от конференций такого уровня и масштаба, прежде всего, заключается в возможности обмена опытом и координации работ широкого круга специалистов. На конференции, состоявшейся в 2010 году, значительная часть выступлений была посвящена различным аспектам разработки перспективных двигателей для нового поколения пассажирских самолетов. А сегодня уже начинаются летные испытания перспективного двигателя ПД-14 на летающей лаборатории.