Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

«Симбиоз опыта и молодости – гарантия достижения передовых результатов»

Соколов Игорь Иллиодорович

Интервью с кандидатом технических наук, начальником лаборатории «Полимерные композиционные материалы нового поколения на основе стеклянных наполнителей» Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Игорем Иллиодоровичем Соколовым.

При непосредственном участии и под руководством Игоря Соколова создан целый ряд материалов нового поколения – конструкционных стеклопластиков, легких полимерных заполнителей (сферопластиков и компенсирующих заполнителей), нашедших широкое применение в элементах конструкций изделий авиационной техники. Он соавтор около 40 научных статей и патентов в области полимерных композиционных материалов различного назначения.

Наука выбрала меня

Выбор профессии и место своей нынешней работы, как бы высокопарно это не звучало, я связываю с понятием «судьба». Первая предпосылка к моей деятельности была заложена еще в школе. Математический класс, в котором я учился, включили в совместную программу с МАТИ – Российским государственным авиационно-технологическим университетом имени К.Э. Циолковского. В рамках программы мы прослушали обширный курс лекций по различным дисциплинам и впоследствии получили возможность поступить в институт по результатам выпускных экзаменов в школе. Студентом именно этого института я и стал.

Уже в начале обучения в институте произошел второй знаковый для меня поворот судьбы. Первоначально группа, в которой я учился, должна была специализироваться на начертательной геометрии. Сейчас даже не могу представить, специалистом какого профиля я бы стал по завершении обучения! Но группа была переориентирована в материаловедческую, причем ориентирована именно на неметаллические материалы. Так я стал обучаться тонкостям полимерного материаловедения.

В этой связи не могу не упомянуть преподавателей, которые привили мне интерес к данному направлению науки, вложили в душу его основы. Это такие знаковые личности в науке, как профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР Елена Борисовна Тростянская – одна из тех, кто закладывал основы полимерного материаловедения в нашей стране. Это известные специалисты, доктора наук, профессоры Петр Гордеевич Бабаевский, Владимир Михайлович Виноградов, Геннадий Сергеевич Головкин, Герман Вячеславович Комаров и многие другие. В целом у нас весь преподавательский состав был очень сильный.

На последнем курсе института научная судьба как бы снова направила меня. На базе нашего потока была сформирована учебная группа, которую пригласили стажироваться во Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов. Это был не точечный набор специалистов, а именно формирование целой группы будущих материаловедов. Я принял этот «вызов» и далее в ВИАМ успешно прошел со своими коллегами преддипломную практику, подготовил и с отличием защитил дипломную работу. Фактически, в тот же период я начал официально работать в институте. И потом вся жизнь пошла по заданной траектории.

Лаборатория стеклопластиков – оптимальный для меня научный выбор

Моя полномасштабная работа в ВИАМе началась после защиты дипломного проекта в 2000 году. Руководство института направило меня в лабораторию «Стеклопластики». И уже 16 лет я работаю здесь. При этом не было дня, чтобы я пожалел о распределении именно в эту лабораторию. И не только с позиции научных задач, которые решает лаборатория, но и с точки зрения научного коллектива, людей, которые тебя окружают. Это, без сомнения, был идеальный для меня выбор.

Я начал работать в группе изотропных стеклопластиков (полимерных заполнителей-сферопластиков), облегченных материалов, применяемых в различных элементах, в том числе в панелях интерьера изделий авиационной техники, для заполнения различных участков сотовых конструкций, установки закладных элементов и тому подобное. За время работы при моем непосредственном участии была создана линейка материалов, которые нашли применение в конструкциях воздушных судов, таких как Ил-96-300, Ил-96-400, Ил-76МД-90А, Ту-204, Ту-214, Ка-32, Ка-226, при ремонте и изготовлении эксклюзивных салонов самолетов и вертолетов Як-40, Як-42, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Ми-8, Ми-172. На материале, который удалось наработать за годы научных исследований, идеях и разработках базировалась тема моей диссертационной работы «Сферопластики на основе термореактивных связующих для изделий авиационной техники», которая впоследствии была защищена в 2013 году.

Но еще раз подчеркну, что особое удовлетворение от полученных результатов я испытываю не потому, что удалось пройти путь от поиска научных и инженерных подходов к созданию материалов до их разработки, а потому, что эти материалы нашли реальное применение в различных изделиях авиационной техники.

Безусловно, все, что удалось мне достичь в ВИАМе на данный момент, возникло не на пустом месте, а явилось плодом тесной ежедневной работы. В том числе и во взаимодействии с более опытными сотрудниками института. Когда я пришел в лабораторию, насколько помню, был единственным сотрудником в возрасте моложе 35 лет. Меня окружали состоявшиеся ученые и специалисты. Считаю, что именно благодаря их опыту и неравнодушному отношению я вырос как специалист. Это и начальник лаборатории в то время Николай Степанович Кавун, высококлассный специалист и очень тактичный человек, это и Светлана Семеновна Глухова – заместитель начальника лаборатории, это и мой тогдашний непосредственный руководитель Михаил Георгиевич Долматовский. Их внимательное отношение ускорило мое становление как научного специалиста и, без преувеличения, во многом сформировало меня как личность. Опыт таких людей позволяет молодым сотрудникам почерпнуть не только знания, которые не найти в интернете, не прочесть в книгах, но и проникнуться особым духом нашего прославленного института, его историей и традициями. Не менее ценны и сами знания людей, при непосредственном участии которых создавались и создаются прорывные изделия авиационной и ракетной техники. Правда, тогда было довольно тяжело с оснащением и необходимой техникой.

Однако за время моей работы ситуация, благодаря усилиям руководства института, изменилась радикально не только в плане технического перевооружения и создания комфортных условий работы, но и в стратегически важном для любой организации – кадровом вопросе. Когда-то я был единственным молодым специалистом в нашем научном коллективе – теперь в лаборатории из 36 человек 24 молодых сотрудника, чей возраст не превышает 35 лет. Вообще весь штат ВИАМа значительно помолодел. При этом удается сохранить и опытные кадры, развивать систему наставничества, которая помогает молодежи расти и развиваться в науке.

Симбиоз опыта и молодости позволяет открывать новые научные горизонты

Лаборатория, которую я возглавляю, занимается разработкой материалов по нескольким важным и востребованным для создания авиационной техники направлениям, требующим в значительной мере индивидуальных подходов в решении поставленных задач. Деятельность лаборатории включает в себя три основных направления: разработка конструкционных стеклопластиков, цианэфирных и эпоксидных связующих, облегченных заполнителей – сферопластиков и пенопластов, а также направление, которому сейчас уделяют особое внимание, – создание современных радиопоглощающих материалов. К решению задач по каждому из этих направлений привлечен целый ряд молодых перспективных специалистов.

И молодежь оправдывает оказанное доверие, в значительной мере определяя достижение поставленных результатов. В частности, во многом благодаря молодым специалистам лаборатории, таким как инженер 2-й категории Артем Курносов, был разработан ряд стеклопластиков на основе новых высокодеформативных расплавных связующих ВСЭ-1212 и ВСТ-1208. Созданные материалы с рабочей температурой от минус 60 до плюс 160°С обладают высоким уровнем сохранения упруго-прочностных характеристик, в том числе в условиях воздействия повышенных температур, влажности и агрессивных сред, а также не уступают по своим характеристикам стеклопластикам зарубежных производителей. В частности, стеклопластик марки ВПС-48/7781 применяется для изготовления створок капота, воздухозаборника, узлов реверсивного устройства мотогондолы новейшего двигателя ПД-14, а также может найти широкое применение при создании средненагруженных конструкций перспективных изделий авиационной техники. Стоит отметить, что созданное в ВИАМ производство прецизионных препрегов является первым производством препрегов в Российской Федерации, сертифицированным Авиационным регистром МАК.

Еще одним характерным примером плодотворного взаимодействия опытных специалистов института с молодежью является направление пенопластов, долгие годы возглавляемое известным ученым, кандидатом технических наук Анатолием Семеновичем Тумановым. Благодаря вниманию и поддержке со стороны Генерального директора ВИАМ, академика РАН Евгения Николаевича Каблова специалистами лаборатории было организовано производство фенольно-каучуковых пенопластов марки ФК. В настоящее время данное направление возглавляет ученик Туманова, молодой ученый, кандидат химических наук Анна Ираклиевна Лукина.

Большое внимание уделяется также вопросу разработки легких полимерных сферопластиков на основе цианэфирных связующих, обладающих высокими механическими, теплофизическими и диэлектрическими характеристиками в различных условиях эксплуатации, в том числе при воздействии высоких температур и повышенной влажности. Эти материалы необходимы для изготовления многослойных конструкций изделий авиационной техники, обеспечивающих в 3–5 раз более высокие эксплуатационные свойства по сравнению с конструкциями с сотовым заполнителем.

ВИАМ работает на практическую перспективу

Если говорить о задачах лаборатории по разработке новых материалов в долгосрочной перспективе, то они нашли отражение в нашем базовом документе – Стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года.

К основным задачам подразделения, решение которых обеспечит соответствие (а по ряду характеристик и превосходство) материалов нового поколения лучшим образцам авиационных материалов зарубежного производства, следует отнести создание ПКМ, перерабатываемых как по традиционным автоклавным, так и перспективным безавтоклавным технологиям, на основе тканых и нетканых наполнителей различного состава и высокопрочных связующих с температурой эксплуатации до 400°С. В том числе создание пожаробезопасных материалов для применения в интерьере изделий авиационной техники и транспорта; разработка сферопластиков и пенопластов на основе высокопрочных полимеров с повышенным уровнем эксплуатационных свойств (высокой водостойкостью, ударной вязкостью, широким температурным диапазоном эксплуатации); создание радиотехнических материалов на основе тканых, нетканых и функциональных наполнителей, эффективных в широком диапазоне частот.

Направления сформированы, пути достижения результата определены. Безусловно, при разработке любого материала, какими бы очевидными не казались изначально подходы к его созданию, в ходе работы возникают объективные сложности, связанные с адаптацией применяемых компонентов, связующих, к конкретному типу армирующего наполнителя, отработкой режимов переработки материала, режимов работы технологического оборудования. Очевидно, любой процесс разработки требует не только научного подхода. Для запуска в жизнь новых материалов, изделий требуется и очень кропотливая административная работа, это я уже как начальник лаборатории говорю. В любом случае эта работа потребует кропотливого ежедневного внимания, шаг за шагом позволяя продвигаться вперед, постепенно, натыкаясь на какие-то стенки, набивая шишки, решать вопросы и получать новые задачи, обязательно находя решения для них.

Главные достижения в жизни – благодаря ВИАМ

Лично своим достижением и вкладом как ученого в науку я считаю разработку полимерных материалов нового поколения – конструкционных стеклопластиков и сферопластиков. Не устану повторять, что все знаковые для меня достижения и повороты судьбы связаны с ВИАМ. Благодаря поддержке и доверию руководства института, моего непосредственного руководителя, начальника Научно-исследовательского отделения «Полимерные композиционные материалы нового поколения», кандидата технических наук Ларисы Владимировны Чурсовой, я прошел путь от инженера до начальника лаборатории, смог в значительной мере реализоваться как ученый, защитить диссертационную работу. Да и такой немаловажный для человека показатель, как финансовое благополучие, возможность с уверенностью смотреть в завтрашний день предоставил мне именно наш институт.

Однако все личные достижения в современной науке напрямую связаны с трудом всего коллектива, с предыдущими наработками. В любом случае успехи в науке являются функцией одаренности, трудолюбия и характера человека. Все мы разные, и именно наше взаимодействие, совокупность знаний, особенностей характера позволяют выходить на новые рубежи. Подчеркну, что плодотворная кооперация научных специалистов разных подразделений и отделов ВИАМ позволяет создавать перспективные материалы для решения актуальных задач авиационной науки. Ну и конечно, очень важны наши добрые партнерские отношения с институтами РАН, государственными научными центрами, отраслевыми институтами, вузами и предприятиями страны.