Яндекс.Метрика

Люди практической науки

27.01.2016

Где рождаются «супермодели»?

В этой статье речь пойдет не о девушках и не о сильном поле, а о моделях летательных аппаратов. Причем именно о таких, с которыми можно смело употребить слово «супер». Почему у них такое название и кто их создает, вы узнаете из нашего материала.

Каждый вновь проектируемый летательный аппарат должен пройти испытания на штопор и проверку на других опасных режимах полета. Из-за высокого риска негативных последствий создать такие условия в летном эксперименте затруднительно. Поэтому ученые ФГУП «ЦАГИ» проводят исследования на динамически подобных моделях (далее — ДПМ). Они предназначены для того, чтобы с высокой точностью воспроизводить распределение масс и моменты инерции относительно всех осей, как на натурном самолете. «Супермодели» оснащены развитой системой управления, позволяющей выполнять полет по заданной программе или под контролем оператора. В вертикальной аэродинамической трубе Т-105 ЦАГИ такие объекты используются для исследований полета в свободном штопоре и на предельных углах атаки. Мы заглянули в «мастерскую супермоделей» в сопровождении трех молодых специалистов.

Хобби и профессия

Юрий Евдокимов, Александр Усов и Иван Трифонов непосредственно связаны, как они сами шутят, с «модельным бизнесом» Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Каждый из них в работе нашел отражение своих увлечений.
Юрий занимается авиамоделизмом с начала учебы в Московском авиационном институте (МАИ) и достиг высоких результатов в этом виде спорта. В ЦАГИ молодой человек пришел в 2006 году. Как образно выражается сам Юрий, произошло это по «закону шести рукопожатий». Ученому ЦАГИ требовался специалист по проектированию объектов для испытаний в вертикальной аэродинамической трубе. Он обратился в МАИ к своему московскому коллеге, который помог найти такого человека среди выпускников. «Моя кандидатура подошла, — вспоминает Юрий, — ведь для производства ДПМ всегда нужны авиамоделисты. В этом спорте с помощью постоянной практики приобретаешь знания, которые ни в одном вузе не дадут. Вот так хобби привело меня в ЦАГИ». В 2008 году молодой человек стал начальником сектора ДПМ при конструкторском бюро института. Уже через два года Юрий Евдокимов возглавил новый отдел № 4 «Динамически подобные модели и техническое обслуживание оборудования», который отвечает за полный цикл разработки таких объектов — от проектирования до производства.


Александру Усову посчастливилось жить по соседству с именитыми летчиками. Тесное общение с ними повлияло на формирование его мировоззрения. «Я влюблен в авиацию, — признается Александр. — До сих пор трепещу от рева авиадвигателей и восхищаюсь изяществом „стальных птиц“. Еще в детстве понял, что хочу заниматься созданием летательных аппаратов. Помню, мы вместе с отцом собрали самолетик — совсем как настоящий, только в миниатюре. Я был в восторге от результата! Так и занялся стендовым моделизмом». Это увлечение подразумевает не только скрупулезную сборку деталей и окраску всей модели, но и приучает к изучению технических особенностей собираемых прототипов, заостряет внимание на конструкторских решениях в различные периоды развития авиации. Благодаря хобби, Александр приобрел художественные навыки, необходимые для создания точных копий самолетов. «Свои работы я дарил друзьям, близким, коллегам и наставниками, — говорит молодой человек. — Но мне хотелось оставить что-нибудь на память, поэтому начал их фотографировать». С моделей Александр переключился на съемки настоящих воздушных судов. Он часто посещает мероприятия, связанные с авиацией, и его фотографии публикуются информагентствами. Выбор вуза, также как и выбор увлечений, был продиктован любовью к авиации: Александр — выпускник МАИ по специальности «Самолето- и вертолетостроение». Так детские мечты и хобби, сопровождающие его и сегодня, реализовались в профессии инженера-конструктора. А хорошее чувство трехмерного пространства, которое развилось благодаря стендовому моделизму, рисованию и фотографированию, помогает в основной деятельности. В настоящее время Александр Усов возглавляет сектор «Проектирование ДПМ из композитов». «Наша работа — это постоянная череда интересных технических задач, а творческий подход в их успешном решении — настоящее удовольствие!» — увлеченно рассказывает он.
В этом же секторе трудится инженер Иван Трифонов. В свободное время он занимается дельтапланеризмом, которым увлекается еще со студенчества. Он также окончил МАИ. «Выбор профессии и хобби был продиктован общей атмосферой города Жуковского. Люди, причастные к миру авиации, улицы, названные в честь летчиков и ученых, пролетающие самолеты — с малых лет погружаешься в эту среду с головой. У меня не было сомнений, чем хочу заниматься», — объясняет Иван. При управлении дельтапланом чувствуется поток воздуха: как он изменяется, какое действие оказывает на летательный аппарат. А при проектировании моделей эти ощущения позволяют Ивану лучше прогнозировать поведение конструкции.
Кстати, Александр и Иван, несмотря на молодой возраст, уже являются своего рода «гуру» для будущих инженеров и конструкторов: они оба преподают в МАИ автоматизацию проектно-конструкторских работ.

Универсальные и современные

Юрий, Александр и Иван гордятся отделом, в котором работают. Коллектив молодой, энергичный, целеустремленный, динамичный. Для него характерны смелость идей и свежесть мысли. Безбумажные технологии, применяемые в проектировании и производстве, позволяют значительно сократить временные затраты на выпуск моделей. Передача информации осуществляется по компьютерной сети в цифровом виде на станок с числовым программным управлением (ЧПУ), где изготавливаются формообразующая технологическая оснастка. В ней вручную формуются композитные детали, из которых впоследствии собираются «супермодели» — все это требует высокой квалификации сотрудников. «Многие возникающие в процессе работы вопросы решаются на месте, и моментально вносятся необходимые корректировки», — поясняет Юрий Евдокимов.
Специалисты, задействованные в проектировании и производстве ДПМ, относятся к работе очень ответственно. Об их профессионализме говорит то, что они могут самостоятельно и без проблем поправить любую модель. «У нас, например, есть супертехнолог и супероператор станка с ЧПУ — Максим Дружинин. Он сам готовит программы для обработки, вносит изменение в конструкцию детали, если увидит, что это необходимо, — делится Александр. — Ему доверяют все. Максим — наш „старейший“ и опытнейший сотрудник, несмотря на то, что ему всего 28 лет». Иван подхватывает: «Мы сами часто беремся за производственные задачи: клеим, формуем, собираем детали». Начальник отдела с улыбкой добавляет: «А я за все это еще и отвечаю».
Кстати, как считает Юрий, конструкторов его коллектива отличает стремительный профессиональный рост. Их мастерство оттачивается быстрее, чем в традиционном производстве. Специалист видит весь процесс рождения модели и на самых начальных этапах сможет понять, что где-то допустил ошибку, и исправить ее. «Так он совершенствует не только свои профессиональные навыки, но и повышает качество создаваемых нами изделий», — поясняет Александр Усов.

Монополисты отрасли

Динамически подобные модели ЦАГИ востребованы не только в отделениях института. Раньше в авиационных конструкторских бюро были свои опытные производства, но со временем их сократили. «Сегодня большинство заказов, в том числе иностранных, выполняются нами, — говорит Юрий Евдокимов. — Причем это не только ДПМ для исследований на штопор, но и комбинированные металло-композитные конструкции для весовых аэродинамических испытаний, а также модели лопастей вертолетных винтов». Все они не просто копии, точные по форме. Сотрудники отдела, можно сказать, «вдыхают» в них жизнь, оснащая современным, разработанным в НИО-5 оборудованием, с помощью которого моделью можно управлять дистанционно в ходе экспериментов и сразу получать необходимую информацию. Связь между объектом испытаний и исследователями осуществляется по беспроводной персональной сети Bluetooth. Примером инновационного подхода стало создание нового типа модели, установленной на трехстепенном шарнире. Дистанционное управление такой моделью дает возможность виртуального пилотирования в аэродинамической трубе.
В ближайших планах отдела — производство сложных крупномасштабных элементов деталей из композитов длиной до шести метров. К примеру, уже сегодня решается задача изготовления лопатки вентилятора аэродинамической трубы Т-104. Для изготовления композитных изделий большого размера в ЦАГИ закуплено специальное оборудование.
«Конечно, без поддержки руководства научно-производственного комплекса мы бы не смогли добиться таких высоких результатов, — поясняет Юрий Евдокимов. — Работа коллектива движется намного быстрее и эффективнее, когда каждый сотрудник чувствует, что в нем заинтересованы, что он востребован».
«Мастерская супермоделей» ЦАГИ — это профессионализм и высокий уровень технических и технологических знаний, дружеская атмосфера, взаимопонимание и поддержка, азарт в выполнении самых различных задач. Именно в такой комфортной среде молодой коллектив каждый день создает объекты, необходимые для разработки нового поколения российских самолетов.