Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

«В ВИАМе своя особая атмосфера и традиции научной деятельности…»

Бакрадзе Михаил Михайлович

Михаил Михайлович Бакрадзе работает во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) с 2001 года, прошел путь от лаборанта до заместителя начальника лаборатории «Высокотемпературные материалы для деталей газотурбинных двигателей». Кандидат технических наук. Основное направление – разработка жаропрочных сплавов и технологии производства из них полуфабрикатов для деталей газотурбинных двигателей.

Лауреат Всероссийского конкурса «Инженер года-2007», лауреат стипендий Президента Российской Федерации в 2010-2012 гг. и в 2013-2015 гг. Автор патента РФ №2365657, получившего золотую медаль Международной выставки изобретений IENA-2009 (г. Нюрнберг), золотую медаль и диплом 7-й Международной выставки изобретений и технологий INST-2011 (г. Тайбей), а также диплом польской ассоциации евробизнеса и диплом Ассоциации интеллектуальной собственности Малайзии (IPAAM).

«Трудности придают жизни ценность…»

Родился я в маленьком городке Сухиничи Калужской области, где окончил школу в 2000-м. Уже с 8-9 класса точно знал, что хочу заниматься техническими науками. Мне очень нравились математика, физика, химия, и немалую роль в этом сыграли учителя. Преподавательница по математике Нина Михайловна Черкасова пробудила интерес к техническим наукам. Хотя многие тогда уезжали на заработки, наши учителя не оставили своей специальности, были неравнодушны, всегда помогали и качественно готовили нас, выпускников, к поступлению в учебные заведения.

Я выбрал Московский государственный вечерний металлургический институт, так как возможности учиться на дневном отделении не было. Помогло определиться и то, что институт имел тесные контакты со многими промышленными предприятиями Москвы и Московской области – можно было сразу устроиться по специальности.

С 16-ти лет я начал работать, обеспечивать себя и помогать семье. И ничуть не жалею, что так сложилось. Трудности придают жизни ценность. Если бы я вырос в обеспеченной семье или в другое время, то, наверное, все бы сложилось иначе, но не уверен, что лучше.

Поскольку институт не имел своего общежития, ректор, Геннадий Николаевич Еланский, доктор технических наук и профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, известный металлург, помог и договорился с руководством МИСиС – мне дали место в общежитии. Вообще я могу сказать, что в жизни мне всегда везло на хороших людей. А когда в ходе той встречи речь зашла о работе, Геннадий Николаевич сказал: «Лучшее, что я могу тебе предложить, это ВИАМ».

Так я остался учиться, и меня приняли на работу в ВИАМ. Это был первый набор на отделение авиационного материаловедения. Днем мы работали, а с шести часов вечера учились прямо здесь, в стенах ВИАМа. Это было удобно и тяжело одновременно, потому что начинали работать с половины десятого утра, а вечером через 12 часов заканчивали учиться…

Устроившись в ВИАМ, я опять же встретил хороших людей, с которыми впоследствии связал свою профессиональную деятельность. Именно в ВИАМе, я встретил ученого с большой буквы - Бориса Самуиловича Ломберга, тогда заместителя генерального директора. Несмотря на свою занятость, Борис Самуилович и Людмила Сергеевна Маркина, которая тогда была начальницей лаборатории, подробно объяснили, чем занимается лаборатория и почему мне там будет интересно.

Сразу стало ясно, что руководство ВИАМ уделяет огромное внимание работе с молодежью. Да и мое трепетное отношение к работе и нескрываемый интерес к науке были отмечены руководством. Уже на 3-м курсе меня перевели в инженеры и поручили быть ответственным исполнителем темы. Кстати, работая лаборантом, я овладел рабочей специальностью, повышал разряды. Эти практические навыки мне и теперь очень помогают. Считаю, что для инженера и ученого работа руками обязательна – надо так сказать чувствовать материал, с которым имеешь дело.

На 5-м курсе меня перевели в ведущие инженеры, а после окончания института назначили заместителем начальника лаборатории.

«В ВИАМе диссертации всегда отличались тем, что они направлены на внедрение в производство…»

Окончив институт с красным дипломом, я сразу же поступил в аспирантуру и опять же ощутил поддержку наставников и руководства института. Нас по традиции собрал Генеральный директор, академик РАН Евгений Николаевич Каблов. Он напомнил, что каждый поступивший в аспирантуру берет на себя определенные обязательства, а именно подготовить и защитить диссертацию в срок, причем этот срок определяется возможностями и желанием аспиранта. ВИАМ же давал мне отличную базу для работы. Я тогда уже шесть лет работал в своей области и решил защитить диссертацию быстрее, чем за четыре года аспирантуры, что было по достоинству оценено.

Евгений Николаевич и сейчас регулярно общается с молодежью, заслушивает аспирантов, интересуется работой. Он не просто знает каждого сотрудника, но и как у кого идут дела. Здесь очень важен и системный подход.

В ВИАМе диссертации всегда отличались тем, что не ограничивались теоретическими исследованиями, всегда направлены на внедрение в промышленное, серийное производство. Моя работа была связана с тематикой, которая велась в лаборатории, с задачей по созданию сплава (ему была присвоена марка ВЖ175) для дисков газотурбинных двигателей нового поколения – ПД-14, разработки ОАО «Авиадвигатель», и перспективного изделия НПО «Сатурн».

Надо сказать, что диски ГТД, как и валы, – это основные детали. Рабочая температура дисков несколько ниже, чем у лопаток, но требования по физико-механическим свойствам к ним предъявляются очень высокие. Если во время работы двигателя оторвется одна лопатка – это, конечно, большая, но переживаемая неприятность. Но если произойдет разрушение диска, то авария неминуема…

Высокопрочный жаропрочный сплав ВЖ175, разработанный и паспортизованный в ВИАМе, – наша гордость. Он по многим показателям превосходит лучшие материалы аналогичного назначения, по комплексу характеристик – более чем на 20%. Столь значительно улучшить свойства удалось благодаря комплексному сбалансированному легированию (в составе сплава – 15 компонентов) и принципиально новой для отечественных деформируемых сплавов термической обработке, в ходе которой формируются однородная мелкозернистая структура и набор дисперсных выделений упрочняющих фаз.

Мы создали новый сплав вместо старого, которому не было замены 20 лет. Но нужно было в короткие сроки освоить производство крупногабаритных штамповок дисков из него на серийном оборудовании наших отраслевых предприятий – Ступинской металлургической компании и Металлургического завода «Электросталь».

Оборудование этих заводов тогда было морально устаревшее, сейчас оно, к счастью, обновлено. Но задачу освоения технологии производства штамповок для новых двигателей тогда необходимо было решать в кратчайшие сроки на том оборудовании. Проблем было множество... Первые попытки выплавить ВЖ175 по существующей технологии не были успешны. Крупные слитки трескались из-за высоких термических напряжений, в брак шло много металла… В советское время, наверное, на это, наверное, не обращали бы особого внимания: если ставили задачу, она должна была быть решена любыми средствами, несмотря на то, сколько сырья затрачено. Но мы подчинялись уже новым рыночным правилам: нельзя было терять металл, всему велся строгий учет, средства надо было беречь. В сегодняшних условиях нельзя допускать, чтобы твоя продукция стоила запредельные суммы, иначе ее просто не будут покупать. А сроки давили, и дело не шло – мучительное состояние, никогда его не забуду…

Наконец, мы совместно с сотрудниками заводов эту проблему решили, разработали новую схему получения исходных заготовок под последующую штамповку – выплавку слитков в специально спроектированный кристаллизатор меньшего диаметра на вакуумно-дуговой печи с охлажденным гелием. Это обеспечило высокое качество металла, отсутствие трещин и металлургических дефектов. Затем, чтобы увеличить пластичность литого металла в последующих операциях обработки давлением, в кузнечно-прессовом цехе полученные слитки предварительно деформировали по специально разработанным режимам. На завершающем этапе производства в Ступинской металлургической компании осуществлялась многостадийная штамповка заготовок из сплава ВЖ175 на вертикальных прессах мощностью до 30000 тс. Для проработки всего объема заготовки была спроектирована и изготовлена штамповая оснастка из жаропрочного сплава, способная выдерживать более высокую температуру и нагрузку по сравнению с серийной.

Так была разработана технология производства крупногабаритных штамповок дисков для изделий ОАО «Авиадвигатель» и НПО «Сатурн».

Для меня это была важная работа, в ходе которой я понял очень многое. В частности, что это такое – связь науки с производством; в чем отличие лабораторных условий от промышленных масштабов; что это такое – ответственность за оборонный заказ, за государственный контракт... В общем, в 2010-м году мы внедрили ВЖ175 в производство, а в апреле 2011-го я защитился.

«Школа наставничества, которая сформировалась в ВИАМе, работает очень продуктивно…»

Конфуций сказал: «Найди работу по душе, и тебе больше никогда не придется работать». Действительно, в этом случае работа становится делом жизни, самой жизнью. При этом, конечно, очень важно не только где, но и с кем ты работаешь. Людмила Сергеевна Маркина, прежняя начальница лаборатории, с которой, к сожалению, не так много пришлось работать, и мой научный руководитель Борис Самуилович Ломберг, и начальник лаборатории Сергей Вячеславович Овсепян очень много сделали, чтобы помочь мне стать специалистом. Борис Самуилович, кроме прочего, познакомил меня с производством и людьми на предприятиях, с которыми работает наша лаборатория. Когда ты лично знаешь технических директоров, главных металлургов, начальников цехов, это имеет огромное значение, помогает лучше понимать людей, а люди в свою очередь лучше понимают тебя.

Школа наставничества, которая давно сформировалась в ВИАМе, работает очень продуктивно. Без наставничества не обойтись, потому что молодой специалист, даже с хорошими знаниями, например, после МВТУ или МГУ, далеко не сразу может работать в полную силу своих возможностей. Нужно, чтобы ему на первых порах помогли опытные специалисты, ведущие ученые, чтобы они показали, как научные идеи воплощаются на практике. В трудные 90-е многие крупные специалисты с большим запасом знаний и практического опыта увольнялись или уходили на пенсию, в ВИАМ почти не было ученых и инженеров среднего возраста. Постепенно, благодаря продуманному подходу руководства, положение выправлялось, а институту удалось заинтересовать и привлечь молодежь, организовать систему наставничества, передачи знаний и опыта новой смене. Результаты налицо.

В ВИАМе успешно действует Совет молодых специалистов и ученых, в который вхожу и я. Работа с молодежью идет по разным направлениям, особенно отмечу сферу науки. Мы организуем свои конференции, участвуем в конференциях в других городах России и за рубежом, в частности, молодежь регулярно отправляется в зарубежные командировки, причем наиболее достойные кандидатуры предлагает именно Совет молодых специалистов. Так, в частности, происходит с поездками в Швейцарию на конференцию Junior EUROMAT, которая проходит каждые два года.

Еще один важный момент - техническое оснащение. В этом плане ВИАМ активно развивается, это происходит буквально на глазах. В 2001 году, когда я начинал работу, у нас была большая доля морально устаревшего, изношенного оборудования, теперь же ситуация кардинально изменилась. Причем, зачастую современное оборудование институт покупает из средств собственной прибыли.

«Мы не только занимаемся наукой, но и выпускаем серийную продукцию...»

ВИАМ интересен молодежи в немалой степени благодаря тому, что люди видели и видят: институт активно развивается в научном, технологическом, финансовом, кадровом плане. И то, что мы не только занимаемся наукой, но и выпускаем серийную продукцию, очень важно. Сейчас в ВИАМ успешно работают 19 малотоннажных научно-производственных комплексов. Наша лаборатория, а в ней сейчас работают 35 человек, и молодежи – большинство, сопровождает одно из ключевых производств, а именно производство штамповок дисков для малоразмерных газотурбинных двигателей (МГТД). Сейчас участок изотермической штамповки ВИАМ поставляет более восьмисот штамповок дисков в год для многих серийных предприятий гражданской и оборонной промышленности, а проектная мощность участка – до 1500 заготовок в год, и вскоре будет увеличена, благодаря приобретению нового пресса.

В настоящее время я руковожу тематикой, в рамках которой разрабатывается совершенно новый класс жаропрочных материалов – композиционных металлических. Это направление реализуется благодаря новым аддитивным технологиям, новому оборудованию. Сегодня мы уже отработали технологию изготовления гранул из наших новых сплавов, в том числе из ВЖ175, пригодных для последующего производства композитов методом селективного лазерного сплавления (синтеза), который также называется 3D-прототипированием. Работа ведется в тесном контакте с ИМЕТ РАН и НИАТ, которые имеют определенный опыт в этой области.

Хочу отметить, что моя деятельность и сейчас не оторвана от производства. Наша лаборатория сопровождает работу отечественных металлургических и моторостроительных предприятий. Это заводы в Ступино, Электростали, Кулебаках; наши передовые КБ – НПО «Сатурн», «Авиадвигатель», НПЦГ «Салют», «Климов» и другие. Мы в постоянном контакте с ними, ездим в командировки, помогаем в отработке технологии производства деталей, полуфабрикатов.

У нашей лаборатории сейчас четыре договора сопровождения. И это не так много, как хотелось бы. По таким договорам мы работаем с предприятиями по всей линейке их производства, решаем все проблемные вопросы. Эти договора позволяют четко, оперативно откликаться на любые проблемы. И решать вопросы тогда, когда они возникают, не тратя времени на заключение каких-то новых соглашений, оформление финансовых обязательств по каждому виду деятельности. Данное направление успешно развивается в масштабах всего института и мы постараемся в этом плане не отставать.

«Чтобы продолжать научно-инженерные традиции, надо помнить свою историю…»

У нас в ВИАМе, где люди занимаются очень точными вещами, есть нечто такое, что нельзя описать цифрами или терминами, как, например, профиль и состав лабораторий, парк оборудования или даже количество научных работ. Это своя особая атмосфера взаимоотношений, человеческого понимания, доброжелательности, взаимопомощи и отеческого отношения старшего поколения к младшему. Благодаря этим традициям мы чувствуем себя коллективом, который сообща оперативно решает любые задачи. Эту атмосферу я почувствовал и принял сразу, как только сюда пришел, надеюсь, она всегда останется такой. Потому что, если отношения между людьми свести к формальному взаимодействию руководителей и подчиненных, то молодым будет трудно развиваться как ученым. Наша инженерная наука – это искусство, настоящий ученый – человек творческий, и его надо сформировать, выработать в нем правильное понимание науки и отношение к ней, чтобы он мог сам ставить важные задачи и самостоятельно их решать. На мой взгляд, нужно потратить на человека, при условии, что у него есть талант, не менее десяти лет, примерно за такое время формируется настоящий специалист в нашей области. Материаловедение – это сложная наука, сочетающая в себе и химию, и физику, и инженерную составляющую. Поэтому каждый хороший специалист – это штучный продукт, а не массовое производство. И атмосфера нашего научного сообщества, которая есть в ВИАМе, помогает такому воспитанию молодых специалистов.

Чтобы успешно продолжать научно-инженерные традиции, надо помнить свою историю, знать о выдающихся генеральных конструкторах советских времен, об их ярких проектах. Руководство ВИАМ, наш генеральный директор уделяют истории особое внимание: организуются семинары, конференции, круглые столы и другие мероприятия, которые посвящены выдающимся ученым. Да, историю надо знать, и не только историю своей страны, но и историю своей отрасли, своего предприятия.

И, кстати, историю научно-технической сферы страны, ее современное состояние и перспективы развития надо знать всем, а не только техническим специалистам. Увы, информация на эту тему не всегда общедоступна. Например, на телеканале «Россия 24» идет интересный цикл передач «Русское оружие»; я с удовольствием смотрю научно-популярный канал «Наука 2.0» – но почему же такие передачи идут обычно ночью или днем в будние дни? Их нужно показывать в лучшее эфирное время, потому что шоу-программами, которыми, увы, изобилует нынешнее телевидение, невозможно воспитывать в людях уважение к истории своей страны, инициировать интерес к науке и образованию, стимулировать чувство гордости за свою страну и народ. А это сегодня очень важно для возрождения России как ведущей научной и индустриальной мировой державы.

Основные публикации и патенты М.М. Бакрадзе за последние годы

- B.S. Lomberg, M.M. Bakradze, E.B. Chabina, E.V. Filonova Effect of Microalloying Elements on the Structure and Phase Stability and Properties of Heat-Resistant Deformable Alloy (whis Long Operating Times) // Metallurgist: Volume 57, Issue 9 (2014), P.855-861

- М.М. Бакрадзе, С.В. Овсепян, С.А. Шугаев, М.Н. Летников Влияние режимов закалки на структуру и свойства штамповок дисков из жаропрочного никелевого сплава ЭК151-ИД // Труды ВИАМ : Эл. науч. журнал – М.: ВИАМ, 2013. – №9 – С. 1-12

- Овсепян С.В., Ломберг Б.С., Григорьева Т.И., Бакрадзе М.М. Жаропрочный деформируемый свариваемый сплав для деталей ГТД с низким температурным коэффициентом линейного расширения // Металлург : Журнал – М.: Металлургиздат, 2013. – №7 – С. 61-65

- Б.С. Ломберг, С.В. Овсепян, М.М. Бакрадзе, И.С. Мазалов Высокотемпературные жаропрочные никелевые сплавы для деталей газотурбинных двигателей // 80 лет. Авиационные материалы и технологии : Юбил. науч.-технич. сб. (приложение к журналу «Авиационные материалы и технологии») / Под общ. ред. акад. РАН, проф. Е.Н. Каблова. – М.: ВИАМ, 2012. – С. 52-57

- Е.Б. Чабина, Е.В. Филонова, Б.С. Ломберг, М.М. Бакрадзе Структура современных деформируемых никелевых сплавов // Все материалы. Энциклопедический справочник : Журнал – М.: Наука и Технологии, 2012. – Т.6 – С. 22-27

- Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М., Мазалов И.С. Высокожаропрочные деформируемые никелевые сплавы для перспективных газотурбинных двигателей и газотурбинных установок // Вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана. Сер. «Машиностроение» : Науч.-технич. журн. – М.: МГТУ, 2011. – Спец. выпуск – С. 98-103

- Овсепян С.В., Ломберг Б.С., Бакрадзе М.М., Летников М.Н. Термическая обработка деформируемых жаропрочных никелевых сплавов для дисков ГТД // Вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана. Сер. «Машиностроение» : Науч.-технич. журн. – М.: МГТУ, 2011. – Спец. выпуск – С. 122-130

- Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М. Особенности легирования и термической обработки жаропрочных никелевых сплавов для дисков газотурбинных двигателей нового поколения // Авиационные материалы и технологии : Науч.-технич. сб. – М.: ВИАМ, 2010. – №2. – С. 3-8

- Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Бакрадзе М.М. Новый жаропрочный никелевый сплав для дисков газотурбинных двигателей (ГТД) и газотурбинных установок (ГТУ) // Материаловедение : Науч.-технич. журн. – М.: Наука и Технологии, 2010. – №7. – С. 24-28

- Ломберг Б.С., Бакрадзе М.М., Чабина Е.Б., Филонова Е.В. Взаимосвязь структуры и свойств высокожаропрочных никелевых сплавов для дисков газотурбинных двигателей // Авиационные материалы и технологии : Науч.-технич. сб. – М.: ВИАМ, 2011. – №2. – С. 25-30

- Патент 2280091 Российская Федерация МПК С22С 19/05. Жаропрочный деформируемый сплав на основе никеля и изделие, выполненное из этого сплава / Каблов Е.Н., Ломберг Б.С., Маркина Л.С., Овсепян С.В., Лимонова Е.Н., Бакрадзе М.М. и др. ; заявитель и патентообладатель ФГУП «ВИАМ» – № 2004137299/02 ; заявл. 21.12.2004 ; опубл. 20.07.2006, Бюл. №20 (II ч.). – 317 с.

- Патент 2365657 Российская Федерация МПК С22С 19/05. Жаропрочный деформируемый сплав на основе никеля и изделие, выполненное из этого сплава / Каблов Е.Н., Ломберг Б.С., Овсепян С.В., Лимонова Е.Н., Бакрадзе М.М. и др. ; заявитель и патентообладатель ФГУП «ВИАМ» – №2008106452/02 ; заявл. 21.02.2008 ; опубл. 27.08.2009, Бюл. №24.

- Патент 2404275 Российская Федерация МПК С22С 19/03. Жаропрочный деформируемый сплав на основе никеля / Овсепян С.В., Ломберг Б.С., Григорьева Т.И., Самсонов В.Д., Лимонова Е.Н., Бакрадзе М.М, Вавилин Н.Л. ; заявитель и патентообладатель ФГУП «ВИАМ» – №2009139771/02 ; заявл. 28.10.2009 ; опубл. 20.11.2010, Бюл. №32.

Интервью провел и подготовил к публикации кандидат филологических наук, доцент М.И. Никитин.