Яндекс.Метрика

Люди практической науки

27.01.2014

«Наука – это вдохновенная, творческая и упорная работа по строгому плану…»

Интервью с Евгением Григорьевичем Хариным (ГНЦ «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» (ЛИИ).

Евгений Григорьевич Харин – начальник Научно-исследовательского отделения 9 (НИО-9) ЛИИ им. М.М. Громова, доктор технических наук, профессор, начальник аспирантуры ЛИИ, член диссертационных советов ЛИИ и МИЭА. Автор свыше 130 научных публикаций (книги, статьи, доклады) и учебно-методических разработок, свыше 200 рукописных научно-технических трудов (отчеты, акты, методики и др.), имеет ряд авторских свидетельств, дипломов, патентов и лицензий.

Награжден знаком Министерства авиационной промышленности СССР «Почетный авиастроитель», медалью «300 лет Российскому флоту», знаком отличия «Медаль М.М. Громова». Заслуженный деятель науки и техники Московской области.

«1960–1980-е годы были золотым веком отечественной авиации…»

Я родился в 1937 году в деревне Сермакса Лодейнопольского района Ленинградской области, наша семья жила в доме, который стоял на так называемом «носке», представляющим собой клин земли между двух рек – Свирь и Оять, которая впадает здесь в Свирь.

В начале июля 1941 года отец ушел на фронт. Ярким детским впечатлением стал бой в шести километрах от нас – финны хотели форсировать Свирь, но наши остановили их на другом берегу реки, и такое положение сохранялось до выхода Финляндии из войны. В 1942-м население было эвакуировано из прифронтовой зоны. Маму с детьми (две сестры и мы с братом, я самый младший) отправили в Кемеровскую область на станцию Промышленная. Ехали две недели в теплушках, нас кормили: раз в сутки давали горячую пищу, а брату и мне, как самым маленьким, еще и по бутылке молока.

В августе 1945-го отец вернулся с фронта, а мы из эвакуации. В этом же году я пошел в первый класс и в 1955-м закончил Доможировскую среднюю школу. Начиная с 7-го класса на каникулах работал на сплаве леса в Оятской сплавной конторе. С 1956-го по 1959-й служил в танковых войсках, был командиром тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), старшим сержантом 3-го взвода 9-й танковой роты 93-го танкового полка. Так что и к работе, и к технике, и к дисциплине приучен с молодых лет.

В 1959-м поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, который окончил в 1964-м, получил диплом с отличием по специальности инженер-электромеханик. Во время учебы запомнились регулярные посещения ленинградских театров и музеев. Уже в студенчестве, как и потом, активно занимался общественной работой.

После окончания института в 1965-м году по распределению поступил на работу в ЛИИ в отделение 9. Это было время «ударного пополнения», тогда в институт пришло около 70-ти молодых специалистов. Работал на должностях инженера, старшего инженера, ведущего инженера, старшего научного сотрудника, начальника сектора. С благодарностью помню о людях, которые оказали большое влияние на мое становление как специалиста, это: Виталий Николаевич Сучков, начальник Филиала ЛИИ; Евгений Петрович Новодворский, начальник отделения 9 Филиала ЛИИ, кандидат технических наук; Георгий Иванович Поярков, заместитель начальника отделения 9; Олег Васильевич Виноградов, начальник сектора, затем – начальник лаборатории, кандидат технических наук, старший научный сотрудник и другие коллеги.

Они помогли мне выработать комплексный подход к решению проблем, сформировать ответственное отношение к порученному делу. В 1972-м я защитил кандидатскую диссертацию (по окончании аспирантуры ЛИИ), в 1979-м получил ученое звание старшего научного сотрудника, в 1995-м защитил докторскую диссертацию, а в 2003-м стал профессором.

1960–1980-е годы были золотым веком отечественной авиации, тогда создавалось большое количество различных летательных аппаратов. В ЛИИ работало свыше 11 тысяч человек, проводилось большое количество исследовательских и испытательных полетов. Сотрудники нашего отделения работали на испытаниях пилотажно-навигационного оборудования (ПНО) опытных образцов летательных аппаратов (ЛА) всех отечественных конструкторских бюро.

В свои молодые годы мне довелось принимать участие в отработке навигационного комплекса (НК) самолета Ту-144, участвовать в полетах на летающей лаборатории в качестве инженера-экспериментатора. Участвовал в создании и испытаниях ПНО самолетов Ту-160, Ан-124 и других.

«Мы внесли значительный вклад в отработку автоматической посадки ВКС «Буран»...»

В 1983 году меня назначили начальником научно-исследовательского отделения 9 (НИО-9) Летно–исследовательского института. Наше отделение активно участвовало в испытаниях ПНО самолетов Ту-160, Ан-124, МиГ-29, Су-27, Ил-96, Ту-204 и других. Очень важным делом была отработка пилотажно-навигационного оборудования и посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» самолетов Су-27К и МиГ-29К. Мы внесли значительный вклад в отработку автоматической посадки воздушно-космического самолета (ВКС) «Буран». На основе компьютерных, информационных и спутниковых технологий разрабатывали новые методы и средства, технологии обеспечения летных испытаний ПНО летательных аппаратов.

На летающих лабораториях выполняли летные исследования и испытания дальномерных и дифференциальных режимов работы радиотехнических систем (РТС) дальней навигации; астроинерциальных и инерциальных навигационных систем. Проводили летно-конструкторские испытания (ЛКИ) и государственные испытания (ГИ) инерциальных систем И-11, И-11-1, И-21; бортового самолетного приемоиндикатора отечественных и зарубежных РТС дальней навигации «Квиток-2С»; бортовой аппаратуры СНС А-724 и А-735 и др. В 1991 году в отделении было 13 летающих лабораторий, было выполнено 750 исследовательских и испытательных полетов.

С 1990-х годов по настоящее время в НИО-9 продолжается совершенствование созданных в отделении 11 (в 1997 году отделения были объединены) пункта управления летным экспериментом (ПУЛЭ) для обеспечения летных испытаний ЛА, силовых установок и бортового оборудования, а также программно-технического комплекса ТЕМП ЛВС для обработки и анализа высокочастотных динамических процессов в летных испытаниях.

ПУЛЭ – это мощный комплекс методических, технических и программных средств, позволяющих на основе автоматизированного анализа бортовых и внешнетраекторных измерений с учетом априорных данных об объекте испытаний принимать и реализовывать в процессе полета решения, направленные на оптимизацию эксперимента и повышение его безопасности.

Пункт управления дает уникальную возможность анализировать в ходе полета значительно большее, чем контролирует экипаж, количество параметров самолета, двигателя, системы управления и других систем. С помощью ПУЛЭ специалисты разных направлений могут в темпе полета анализировать аэродинамические характеристики самолета, обобщенные характеристики устойчивости и управляемости, а также другие характеристики самолета и его систем.

Все это позволяет прогнозировать поведение самолета при продвижении от простых режимов к сложным, оперативно влиять на ход испытательного полета и является мощной поддержкой пилота или экипажа при выполнении испытательного полета. При этом обеспечивается возможность принятия решения о сроке и задании на следующий полет за минимально возможное время.

Программно-технический комплекс ТЕМП ЛВС – современная информационная система, которая осуществляет автоматизированный процесс послеполетной обработки, анализа и хранения информации и соответствует всем потребностям инженеров-исследователей: удобство, эффективность и гибкость.

На системе ТЕМП ЛВС можно эффективно решать такие задачи, как исследование вибрации элементов конструкции и бортового оборудования ЛА, анализ виброхарактеристик авиадвигателей, прочностные задачи, исследование ударных и взрывных процессов, обобщение вибрационной и акустической информации по типам воздушных судов, режимам полета, динамическим зонам летательных аппаратов с целью прогнозирования и разработки нормативов.

Развивая ранее созданные технологии

Важным направлением работы нашего научно-исследовательского отделения является развитие созданных в период 1983–1993-х годов технологий обеспечения летных испытаний пилотажно-навигационного оборудования летательных аппаратов. Разработаны современные технологии летных испытаний ПНО и другого бортового оборудования (БО) летательных аппаратов с применением многофункционального комплекса бортовых траекторных измерений (КБТИ).

КБТИ создан для решения такой важной задачи, как оценка и анализ точностных характеристик пилотажно-навигационного оборудования и бортового оборудования летательных аппаратов в реальном времени полета и в послеполетной обработке. Этот комплекс был создан в Летно-исследовательском институте на основе ряда научно-технических решений в середине 1990-х годов. Комплекс является многофункциональным устройством, позволяющим определять в темпе полета действительные значения параметров траекторного движения, синхронизировать эти параметры (с погрешностью синхронизации 0,001 секунды) с оцениваемыми параметрами и регистрировать всю информацию. При наземной обработке погрешности определения координат составляют всего 0,3 м, а скорости – 0,05 м/с.

Кроме использования КБТИ для оценки пилотажно-навигационного и бортового оборудования, траекторные измерения КБТИ используются при определении взлетно-посадочных характеристик летательных аппаратов, летно-технических характеристик на больших углах атаки и оценки шума на местности.

В научно-исследовательском отделении 9 разработаны и внедрены технологии летных испытаний и оценки задач и характеристик систем (БИНС, СНС, СВС, ПВД, РВ, DМЕ, РЛС, ВСС, САУ, TAWS и др.) и комплексов ПНО и БО, а также относительных измерений при полете двух самолетов и при работе с наземными объектами.

В рамках этих технологий для обеспечения послеполетных обработки и анализа материалов летных испытаний разработано программно-математическое обеспечение (ПМО) обработки и анализа информации: программные комплексы (ПК) «Анализ», «Эталон», «Анализ РТС», «Анализ посадки» и другие. ПК «Анализ» обеспечивает экспресс-анализ материалов летных испытаний через 1–2 часа после полета. Анализ материалов летных испытаний и представление их в виде результатов анализа в Акт через 2 дня после полета выполняется с использованием разработанного ПМО.

«Без работ ЛИИ летные испытания проводились бы на низком уровне…»

Разработанные технологии обеспечили проведение летных испытаний (общим числом свыше 15000 полетов) ПНО и БО таких опытных летательных аппаратов и бортового оборудования, как: маневренные самолеты (Су-30МКИ, Су-30МКК, Су-30МКМ, Су-27ИБ, Су-27СМ, Су-25СМ, Су-33, С-37, МиГ-29СМТ, МиГ-29K, МиГ-29КУБ, МиГ-31); транспортные самолеты (Ан-70, Ан-140, Ан-148, Ан-158; Ил-96Т, Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ил-76МД, Ил-76МФ, Ил-76ТД-90ВД, Ил-38, Ил-114-300; Ту-204, Ту-214, Ту-204-300, Ту-204-120, Ту-334; Бе-200, Бе-200ЧС; RRJ-95; «Гжель»); вертолет «Ансат»; летающие лаборатории на базе самолетов Ил-76МД, Ил-103, Ту-154, Су-30, Л-39, Ан-72, МиГ-29УБ.

Внедрение этих технологий дало значительный эффект: например, при проведении испытаний самолета Ил-76МФ вместо запланированных 40 испытательных полетов суммарной продолжительностью 160 летных часов, необходимый объем материалов был получен в 35-ти полетах продолжительностью 114 часов.

Примечателен пример уникальной технологии летных испытаний самолетов МиГ-29К/КУБ совместно с кораблем проекта 11430 («Викрамадитья»). Произведено оценивание захода на посадку самолета, параметры движения которого пересчитываются в систему координат авианосца по информации от бортовой аппаратуры самолетов МиГ-29К/КУБ, аппаратуры посадки «Резистор» корабельного базирования.

Важным результатом применения КБТИ стала разработанная технология оценивания средств определения воздушных параметров (СВП) и вертикального эшелонирования. С применением этой технологии успешно проведены испытания более 20 типов (50 экземпляров) летательных аппаратов гражданской авиации и Минобороны РФ: Ил-96Т, Ил-96-400Т, Ил-76МФ, Ил–76МД-90, Ту-214, Ту-334, Ту-204-300, Ту-204-120, Ту-95МС, Ан-140, Ан-225, Ан-70, Бе-200, Бе-200ЧС, М-101Т «Гжель», С-80ГП, Су-38Л, Як-130, RRJ-95, вертолета «Ансат» и др. При этом 6 типов летательных аппаратов прошли полный цикл испытаний, включая испытания на больших углах атаки.

С применением разработанных технологий проведены Государственные и квалификационные испытания ряда систем навигационной аппаратуры потребителей спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS (А-737, СНС-2, СНС-3, «Интер-А», СН-3301) , инерциальных систем и др., сертификационные испытания ПНО и ЛА. Отделение участвует в создании и испытаниях элементов системы связи, навигации, наблюдения и организации воздушного движения (СНН/ОВД) России, разрабатываемой на технологиях CNS/ATM ИКАО.

Таким образом, роль работ научно-исследовательского отделения 9 в отечественной авиации весьма значительна. Мы внесли и продолжаем вносить вклад в исследования, испытания и отработку практически всех вновь создаваемых и модернизируемых летательных аппаратов. Благодаря научно-техническому заделу по разработке методов, средств, технологий летных испытаний систем и комплексов оборудования повышена эффективность испытаний пилотажно-навигационного и бортового оборудования опытных образцов летательных аппаратов – повышена точность и оперативность анализа результатов летных испытаний, сокращены сроки и стоимость. Убежден, что без работ ЛИИ летные испытания проводились бы на низком уровне, следствием может быть поставка заказчикам «сырой» авиатехники.

Научно-технический задел создавался и продолжает создаваться за счет бюджетного финансирования. Считаю, однако, что оно неправильно распределено между государственными научными центрами. Летные исследования и испытания должны осуществляться на всех уровнях создания научно-технического задела для новых самолетов. Недостаток бюджетного финансирования также препятствует притоку молодых специалистов, которых должно быть 20–30% от общего количества сотрудников.

Однако есть основания и для оптимизма. В нашем отделе создана научная школа, защищено 4 докторские и 3 кандидатские диссертации, а всего у нас работают 4 доктора и 6 кандидатов технических наук. Высока творческая активность: участвуем в конференциях, симпозиумах, выставках. Только за последние пять лет вышли 64 печатные работы, в том числе монография. Я веду научно-педагогическую деятельность: в 1985–1989 годах преподавал в ЦИПКК при МАП СССР, с 1994-го – начальник аспирантуры ЛИИ, с 1997-го – профессор (по совместительству) и преподаю в МАИ. Под моим научным руководством защитились три кандидата наук, стал научным консультантом по трем докторским диссертациям. А закончить это интервью хотелось бы изложением своего кредо: наука – это вдохновенная, творческая и упорная работа по строгому плану! И наукой должен руководить не менеджер, а специалист, подготовленный в профессиональных и научных аспектах.

Основные публикации Е.Г. Харина за последнее время:

- Харин Е.Г. Комплексная обработка информации навигационных систем летательных аппаратов. Опыт многолетнего практического применения: Учебное пособие – М.: Изд-во МАИ, 2002.

- Харин Е.Г., Копылов И.А., Поликарпов В.Г., Копелович В.А. Методы и средства оценивания пилотажно-навигационного оборудования самолетов в летных испытаниях. Юбилейная XV Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам. 26-28 мая 2008 г.

- Харин Е.Г., Копелович В.А., Копылов И.А., Клабуков Е.В., Якушев А.Ф., Якушев В.А. Летные испытания инерциально-спутниковых навигационных систем с применением современных информационных технологий. XVI Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам. 25-27 мая 2009 г.

- Харин Е.Г. Современные методы летных испытаний бортового оборудования летательных аппаратов с применением многофункционального комплекса бортовых траекторных измерений. 10-я Китайско-Российская конференция по авиационным наукам и технологиям. 26-28 октября 2009 г.

- Харин Е.Г., Копылов И.А., Копелович В.А., Клабуков Е.В. Исследования и отработка бортовых и наземных алгоритмов комплексной обработки информации инерциальных и радионавигационных систем по материалам летных испытаний. XVII Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам. 31 мая - 2 июня 2010 г.

- Пушков С.Г., Харин Е.Г., Ловицкий Л.Л. Технология определения воздушных параметров на больших углах атаки // Общероссийский научно-технический журнал «Полет», № 6, 2010.

- Харин Е.Г., Копылов И.А., Копелович В.А., Минеев М.И., Костюк А.И., Ясенок А.В. Летные исследования алгоритмов комплексной обработки информации, обеспечивающих автоматизированное управление при заходе летательного аппарата на посадку. XVIII Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам. 30 мая - 1 июня 2011 г.

- Харин Е.Г., Копылов И.А. Технологии летных испытаний бортового оборудования летательных аппаратов с применением комплекса бортовых траекторных измерений: Монография.  – Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2012.

- V. Yakushev, E. G. Harin, I. A. Kopylov et al. TsAGI, Russian Federation; FRI, Russian Federation. Methods and Facilities to be used to Evaluate the Aircraft Flight and Navigation Equipment in Flight Tests Международный конгресс ICAS 2012-5.6.3, Австралия. Сборник материалов 25.09.2012.

- Власов П.Н., Харин Е.Г., Поликарпов В.Г., Ясенок А.В., Копылов И.А., Копелович В.А. Технология проведения траекторных измерений при посадке летательного аппарата на корабль. XХ Санкт-Петербургская международная конференция по интегрированным навигационным системам. 27-29 мая 2013 г.

Интервью подготовил к публикации кандидат филологических наук, доцент М.И. Никитин.