Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

«Клеи были одной из основ создания конструкций во все времена…»

Тюменева Татьяна Юрьевна

Интервью с Татьяной Юрьевной Тюменевой – начальником сектора ВИАМ «Клеи для неметаллических материалов и липкие ленты».

Т.Ю. Тюменева работает в ВИАМ с 1988 года, сектор возглавляет с 2005 года. При ее непосредственном участии разработан и паспортизирован ряд клеев индекса «ВКР» и самоклеящихся материалов на основе алюминиевой фольги и стеклоткани. В настоящее время является научным руководителем комплексной темы 1 ПН «Разработка полимерных композиционных материалов на основе термопластичных, расплавных теплостойких и самозатухающих связующих, технологий их изготовления и формования изделий из них».

Т.Ю. Тюменева – автор более 30-ти печатных трудов и патентов. Награждена памятной медалью «100 лет со дня рождения академика С.Т. Кишкина».

 

«Поняли, что проектирование нарядов – дело не такое перспективное…»

В ВИАМ приходят на работу люди с разным образованием. Есть, например, такие традиционные «кузницы кадров», как МАТИ, Бауманский технический университет или, скажем, Московская академия тонких химических технологий (МИТХТ). Но мой случай особенный. С детства имела некоторые художественные способности, да и сейчас неплохо рисую, вот по окончании школы и оказалась в числе тех многих, кто хотел обучаться на конструкторов одежды и обуви. Слово «дизайн» тогда, в начале 80-х, только начало приживаться, но стоящее за ним понятие буквально очаровывало. В 1982-м поступили с подругой во Всесоюзный институт текстильной и легкой промышленности, на факультет технологии полимерных пленочных материалов и искусственных кож, зная, что там готовят специалистов по обуви из разных материалов. Но, несмотря на кажущиеся радужные перспективы, специальность «Инженер химик-технолог» выбирали прагматично, думая о дальнейшем трудоустройстве. Потому что уже тогда узнали, пообщавшись на факультете, что если выберем область только конструирования обуви, то можем оказаться на фетровой фабрике и делать валенки. То есть поняли, что проектирование нарядов и обуви – дело не такое перспективное, нужно получать какие-то более капитальные знания, а на этом факультете все-таки химия. Какую-то роль сыграли и семейные традиции: на химическом производстве работали мои дедушка и бабушка, причем на производстве материалов, которые служат сырьевой базой для клеевых составов. Так что ориентация на практику помогла уже тогда.

Потом это убеждение укрепилось, поскольку мы учились на вечернем отделении, работали в своем же институте в библиотеке, общались с людьми. Видели жизнь, а время было переходное.

Когда работала над дипломом, узнала, что одна из наших преподавателей закончила аспирантуру в ВИАМе. Тема диплома у меня была вполне основательная, касалась влияния электромагнитного поля на формирование полимерных пленок, так что этот институт вошел в сферу моего выбора места работы. Жесткого распределения у вечерников не было.

Еще будучи студенткой, несколько раз бывала в ВИАМе, прошла собеседование с начальником клеевой лаборатории Виктором Пантелеевичем Батизатом и его заместителем Любовью Ивановной Аниховской. Начальником сектора, который занимался резиновыми клеями и самоклеящимися материалами, была Раиса Ивановна Иванова. И в 1988-м году, после получения диплома, меня пригласили в ВИАМ; сказали, что есть вакансии в секторе Ивановой, а с улицы людей брать не хочется. Работа захватила сразу, достаточно вспомнить задание на исследование возможности замены сырья для производства клеев на основе наиритов.

Начало моей работы пришлось на сложное время, ранние 1990-е годы, когда трудно было многим, и не только в ВИАМе. Не могу сказать, что сполна вынесла эти трудности на своих плечах, потому что на ту пору пришлись два моих декретных отпуска. Хотя эту «женскую работу» тоже можно приравнять к преодолению трудностей – тогда рожать решались далеко не все, хорошо помню настроение людей тогда… Но у меня сложилось хорошо, помогали супруг, родные и близкие, спасибо им.

«ВИАМу всегда было присуще тесное сотрудничество с производством …»

Однако и поработать в 90-е довелось. Среди проектов того времени запомнилась разработка клея взамен снятого с производства на Пермском химическом заводе клея марки «Лейконат» (его производство было экологически вредным). И мы создали ВКР-85, менее вредный в производстве, но по характеристикам не уступающий «Лейконату», а кое в чем превосходящий его.

1990-е годы запомнились всем как время, когда приходилось «крутиться, чтобы выжить». И «крутились»! Про экономические трудности забывать нельзя. Вот, наш Генеральный директор Евгений Николаевич Каблов иногда вспоминает, что в пору безденежья, чтобы выстоять, приходилось искать разные заказы, и большой удачей был заказ московского правительства на производство оборудования для трамвайных линий. А ведь были и совсем «экзотические» разработки! Сотрудники нашего сектора помнят, как в то время пришел заказ на изготовление стабильной резины и клеевых соединений на ее основе для наконечников доильных аппаратов, таких, чтобы коровы не болели маститом. Был заказ на склеивание материалов пищевого котла в гостинице «Космос». Работали и «для своих». В нашей лаборатории действовала целая «мастерская» по ремонту, при помощи клея, обуви сотрудников института и прочих изделий, вплоть до посуды и резиновых лодок, потому что люди экономили на всем, на чем было возможно. Сейчас это звучит как анекдоты, но тогда было не до смеха…

ВИАМ как ведущий в стране материаловедческий центр всегда осуществлял разработки по разным направлениям, и у каждого направления была и есть своя специфика, можно сказать, философия. Суть нашего направления состоит в том, что «клей идет от материала», а не наоборот. То есть сначала должен быть создан материал или материалы, изучены их свойства, а уже потом подбирается из имеющихся или разрабатывается вновь клей. То же относится к разработке клеев по внешним заказам. ВИАМу всегда было присуще тесное сотрудничество с производством, и наш сектор тоже разрабатывал и продолжает разрабатывать клеи для многих предприятий, не только авиационных. И нередко бывает так, что заказчики, чтобы упростить технологию, просят клей, который бы «прочно склеивал все». Но это слишком общее требование. Техническое задание на создание клея – особый жанр, в него должна входить разнообразная информация: о природе материалов, которые предполагается склеивать, требования к прочностным характеристикам и, конечно, условия эксплуатации. К последним относятся, например, интервал рабочих температур и воздействие различных сред. Это важно учитывать, потому что изделия, в которых используются разработанные нами клеи, применяются в разных климатических условиях, скажем, в тропиках. А если говорить о воздействии сред, то оно может идти и снаружи (соленая влага), и изнутри (топливо для эластичных топливных баков, в разработку которых ВИАМ внес большой вклад).

Кроме того, надо помнить, что одно дело испытание нового клея в лабораторных условиях и совсем другое – его использование в промышленных масштабах, в больших объемах. Там клей может повести себя неожиданно, и наш долг – помогать предприятиям во внедрении и «доводке» нового производства.

Так что в нашем деле необходима такая же инженерная точность, как и во всех научных разработках, ориентированных на практическое использование. Возвращаясь к стилю и содержанию технических заданий, отмечу, что надо быть точным и в словесных формулировках. Наш бывший начальник сектора Раиса Ивановна Иванова, например, подчеркивала, что грамотнее говорить не «клей служит для склеивания», потому что получается тавтология, а «клей служит для соединения». Вообще, язык – это инструмент, который должен обеспечивать точную передачу информации – и в научно-технической сфере, и в быту. Например, когда в речи то и дело звучат словосочетания «как бы» или «типа того, что» – как их понимать? О чем идет речь – именно о том, о чем говорят, или «как бы» о том?.. Такой словесный мусор так же нетерпим, как грязь на склеиваемых поверхностях.

«Правила использования клеев должны знать все…»

Клеи – это огромная область в мире создаваемых людьми материалов, и ВИАМ накопил большой опыт их разработки, от клеев, которые используются при соединении декоративных материалов для интерьеров самолетов и вертолетов, до клея, которым защитные плитки присоединялись к корпусу космического корабля «Буран». Сейчас требуются все новые клеи для разных целей. Среди наших последних проектов – и разработка клеев холодного отверждения для соединения тканепленочных материалов спасательных надувных трапов, и создание клеевой системы горячего отверждения для изготовления высокопрочных тонкослойных соединений (в первую очередь, металла и резины, например, для обрезинивания вертолетных валов и втулок). В этом случае мы получаем высокопрочные соединения, выдерживающие нагрузку свыше четырех мегапаскалей (примерно 40 килограммов силы на квадратный сантиметр). Изготавливаем и поставляем заказчикам самые разные клеи, например, ВКР-86 для использования при изготовлении комплексов средств аварийного покидания (КСАП) самолетов Як-130, МиГ-29К, вертолетов ОАО «Камов». Продукция очень ответственного назначения, но мы и ко всем заказам подходим ответственно.

Радует, что с развитием ВИАМа восстанавливается преемственность поколений, система передачи научно-производственных традиций. В 2000-м году я была, пожалуй, самым молодым сотрудником, потому что прежняя молодежь ушла, а новая в науку не спешила. Но потом восстановился и стал стабильным приток молодежи, так что есть, кому работать над новыми направлениями нашей науки. Притом, что мы опираемся на ценный опыт старших товарищей – например, сотрудники нашего сектора Нона Сергеевна Жадова и Элеонора Ивановна Шаромова работают в ВИАМе уже более чем по 40 лет. Вообще, коллектив у нас замечательный, с традициями, и хотелось бы, чтобы молодежь эти традиции сохранила.

Клеи были одной из основ создания конструкций во все времена, начиная, пожалуй, с рыбьего клея, которым успешно пользовались в глубокой древности наши пращуры. Причем клеи имеют, может быть, самый широкий спектр использования среди других материалов, ведь они применяются и в быту, и в сложнейших высокотехнологичных производствах. И странно бывает видеть, что в этих работах – и дома, и на производстве – люди часто допускают одни и те же ошибки. А ведь есть тонкости, правила применения клеев, которые должны знать все, кто ими пользуются! Приведу некоторые из этих «премудростей».

Во-первых, склеиваемые поверхности необходимо очистить и обезжирить, а если они металлические, обработать абразивом, будь то шкурка в домашних условиях или пескоструйный аппарат на производстве.

Во-вторых, при обезжиривании надо не протирать поверхность кругами, а смывать нанесенную обезжиривающую жидкость к краям.

В-третьих, при нанесении клея надо помнить, что его следует наносить в одном направлении и желательно в один проход, тонким слоем.

В-четвертых, при соединении поверхностей при помощи клея надо обеспечить необходимое давление, а для этого нужна оснастка, то есть приспособление, о котором следует позаботиться заранее.

В-пятых, действует правило, особенно важное на производстве: чем больше площадь соединяемых поверхностей, тем меньше должна быть концентрация клея и тоньше его слой, тут есть специальные ГОСТы…

Впрочем, я сбиваюсь на лекторский тон – такая привычка вырабатывается, потому что временами выступаю на семинарах «Новые клеи и технология склеивания» в Центральном Доме Знаний (ЦДЗ), на научных конференциях. Как и многие в нашей лаборатории.

Основные публикации Т.Ю. Тюменевой за последние годы:

Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Тюменева Т.Ю., Жадова Н.С. Конструкционные клеи и материалы на их основе, разработанные ФГУП «ВИАМ». Материалы семинара в ЦДЗ «Новые клеи и технология склеивания». М., 2006.

Тюменева Т.Ю., Жадова Н.С. Резиновые клеи и липкие ленты. Материалы семинара в ЦДЗ «Новые клеи и технология склеивания». – М., 2006.

Лукина Н.Ф., Дементьева Л.А., Петрова А.П., Тюменева Т.Ю. Новые клеи и клеящие материалы для изделий авиационной техники. Юбилейный научно-техн. сборник «75 лет. Авиационные материалы. Избранные труды ВИАМ 1932-2007». – М., 2007.

Тюменева Т.Ю., Когтёнков А.С. Клей холодного отверждения, обеспечивающий повышенный уровень прочностных характеристик резинотехнических изделий. Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Актуальные вопросы авиационного материаловедения». – М, ФГУП «ВИАМ», 2007.

Лукина Н.Ф., Тюменева Т.Ю. Клей холодного отверждения ВКР-95 с повышенной прочностью. «Клеи. Герметики. Технологии»: Ежемесячный научно-технический и учебно-методический журнал, №10. – М., 2009.

Тюменева Т.Ю. Разработки ФГУП «ВИАМ» в области клеев резинотехнического назначения и самоклеящихся материалов. Тезисы докладов научно-технического семинара «50 лет лаборатории «Клеи и клеевые препреги». – М, ФГУП «ВИАМ», 2009.

Петрова А.П., Лукина Н.Ф., Тюменева Т.Ю., Дементьева Л.А., Авдонина И.А., Жадова Н.С. Клеи для авиационной техники. Российский химический журнал (Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева). 2010, том LIV, №1.

Жадова Н.С., Лукина Н.Ф., Тюменева Т.Ю. Самоклеящиеся материалы для временного оперативного ремонта внешней поверхности изделий авиационной техники. «Клеи, герметики, технологии».  М., 2012, №6.

N.S. Zhadova, T.Y. Tjumeneva. Pressure-Sensitive Adhesive Materials for Operational Maintenance of Equipment. J. Polymer science. Series D. 2008. Vоl. 2, №3.

Каблов Е.Н., Лукина Н.Ф., Тюменева Т.Ю., Васильченко О.Л., Шаромова Э.И. Клеевая композиция холодного отверждения. Патент РФ №2312119, 2006.

Интервью провел и подготовил для публикации

кандидат филологических наук, доцент М.И. Никитин.