Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

«Информация управляет миром. Надо учиться управлять информацией…»

Лаврищев Дмитрий Сергеевич

    «Информация управляет миром. Надо учиться управлять информацией...»
   - Современный мир тонет в информации, иногда я думаю, что, подобно тому, как произошло загрязнение естественной природы, сейчас идет загрязнение, загромождение лишними сведениями информационного поля. Это большая проблема. Вместе с тем, производится масса полезной информации, и в ней нужно четко ориентироваться, ведь мы должны обеспечивать поступательное развитие отечественной науки и техники, связанной с авиацией. В этом и состоит задача нашей службы, и здесь ВИАМ накопил значительный опыт. - Так начал рассказ о работе своего подразделения руководитель отдела «Компьютерные сети и информационно-аналитическое обеспечение» Всероссийского института авиационных материалов Дмитрий Сергеевич Лаврищев.
   «Авиацией я заболел с детства...»
   - Увлечение самолетами и всем, что с ними связано, у меня началось еще до школы, лет с шести - как забыть военные аэродромы близ южных городов, где прошло детство... Хотел стать летчиком, но не получилось - когда пришло время выбирать, куда поступать, в летное училище не проходил по зрению. Образование получил другое, я кадровый офицер и переводчик. Но все-таки не могу сказать, что крылья моей мечты подрезаны. Только сейчас выпало работать не столько в воздушных высотах, сколько в информационных глубинах.
Авиация - одно из самых технологически насыщенных направлений научно-технического развития. Материалы, которые были первоначально разработаны для использования в авиации, в дальнейшем часто используются в космической технике, в других транспортных средствах, в медицине - всего не перечислишь. Получается, что развитие авиационной науки и техники определяет прогресс и в других областях.
Если говорить конкретно, в ВИАМе мы собираем и анализируем информацию по четырем основным направлениям. Первое - это жаропрочные материалы, металлические и неметаллические. Второе - конструкционные и функциональные металлические материалы, такие, как сталь, титановые, алюминиевые и магниевые сплавы, другие металлы, а также всё, что касается их защиты от коррозии. Третье - конструкционные и функциональные металлические материалы, и особенно полимерные композиционные материалы. Четвертым, отдельным направлением являются общие вопросы развития авиации, история науки и техники.
  Какова конкретная польза от нашей работы? Вот только один пример. ВИАМ разрабатывает новые материалы и технологии, и необходимо знать современный зарубежный уровень в этой области. Есть множество зарубежных компаний, которые занимаются производством материалов для использования в авиации, и они, как правило, в целях рекламы не скрывают свойства и характеристики своих новых материалов. Но всегда ли можно на сто процентов доверять информации о свойствах этих новинок? Ведь она может иметь рекламный характер, быть не всесторонней, а некоторые свойства могут быть и вовсе не ясны. Так или иначе, нужна многократная перепроверка, поиск информации из независимых источников - и этим мы занимаемся.
Конечно, ученые общаются между собой на международных конференциях, но только этой информации мало. Мы изучаем информацию, публикуемую американскими FAA и NАSА, Европейским авиакосмическим агентством, авторитетными аналитическими агентствами (например, RAND Corporation и AeroStrategy) и другими признанными научно-техническими структурами, и без изучения этой информации невозможно представить себе, что происходит в сегодняшней науке и технике.
   Другое направление работы отдела - помощь нашим ученым и специалистам, когда им надо сориентироваться в океане информации. Где и кем проводились подобные исследования, какие результаты получены? Если знать это, сбережешь и время, и средства. Очень радует, когда к нам в отдел приходят наши специалисты с просьбами научить их основам поиска научной информации в сети Интернет. Это своего рода «курсы информационной грамотности» повышенного уровня. Трудностей и проблем здесь много, но совершенно ясно, что если информация управляет миром - значит, надо учиться управлять информацией!
  «Мы стоим на плечах титанов...»
  Кто-то из выдающихся ученых прошлого сказал, что ему удалось заглянуть так далеко потому, что он стоял на плечах титанов. Это справедливо и для всех нас, надо знать и уважать свое прошлое - только тогда можно надеяться на успехи в настоящем и в будущем. В частности, в задачи нашего отдела входит работа с библиотечным фондом. Мало накапливать его - надо поддерживать его в порядке, так, чтобы было понятно, где какую информацию искать. ВИАМу скоро исполняется 80 лет, и за это время Институт стал мощным информационным интегратором, имеет богатую научно-техническую библиотеку, в которую входят десятки тысяч единиц хранения - книги, периодика, информация в электронном виде. Сейчас мы готовимся оцифровывать уникальные научно-технические отчеты ВИАМ, которые имеются на бумажных носителях, чтобы ими можно было удобнее пользоваться.
Руководство Института, наш генеральный директор Евгений Николаевич Каблов уделяют большое внимание развитию и библиотеки, и всей информационной службы. Идет ремонт, постоянно пополняются фонды. Так, одной научно-технической периодики - а она нынче дорогая! - мы выписываем примерно в два с половиной раза больше, чем другие научные центры страны.
Развитие науки требует больших вложений, поэтому Правительство России оказывает нашему Институту значительную финансовую поддержку. Мы благодарны за нее и вместе с тем понимаем: деньги надо расходовать осмотрительно, и прежде чем потратить их на приобретение какой-то научно-технической новинки, надо трижды проверить, стоит ли она того.

   Иногда можно услышать, что в науке информация стареет быстро. Категорически не согласен. Неправильно выбрасывать старые книги, научные журналы и сборники статей. И не только потому, что это памятники истории науки и техники, не только потому, что хранить их - наш моральный долг перед предшественниками. Нередко в этих источниках можно найти информацию, полезную для современных исследований. Развитие науки, как и любое развитие, идет по спирали, витками. Сейчас в авиации активно используются полимерные композитные материалы, и, например, разработчики американского Боинга-787 с гордостью утверждают, что применение в самолете свыше 50% композиционных материалов - это новое слово в науке и технике. Но как можно забывать, что еще в начале 40-х годов прошлого века зарубежные и отечественные специалисты утверждали, что в самом ближайшем будущем самолет будет состоять в основном из неметаллических композиционных материалов! Правда, в то время рассматривались слоистые материалы - у нас «дельта-древесина», у американцев - «дюрамолд»... А в 1944 году в Германии был готов проект боевого самолета, который на 80% состоял из пластиков! Сейчас сверхперспективным направлением считаются, и справедливо, нанотехнологии, но разве не было чего-то подобного в 1980-е годы, когда мы разрабатывали теплоизоляцию для «Бурана», даром что тогда это называлось «ультрамелкодисперсные материалы»...
Такие примеры интересно не только приводить студентам на лекциях. Они могут принести существенную пользу действующим ученым и специалистам. Если хорошо знать, как в той или иной области науки обстояли дела 40-50 лет назад, и какова современная ситуация, то можно делать обоснованные предвидения на 10-15 лет вперед.
   Вообще говоря, 30-40 лет - по-видимому, некое естественное время совершения одного витка в развитии науки и техники, время, которое нужно пройти от открытия до практического использования. Атомарное строение вещества было открыто Нильсом Бором и другими учеными в начале XX века в ходе чисто теоретических, фундаментальных исследований. Первый атомный реактор заработал в 1943 году, вскоре были сделаны первые атомные бомбы. Возникла новая проблема - доставки ядерного оружия, и это привело к бурному развитию авиации и космонавтики. О наноматериалах теоретически было известно уже в 1960-е годы, да и раньше, но как-то работать с ними научились только через десятилетия.
Чтобы сберечь драгоценное время, надо помнить: кроме традиционных методов получения информации - наблюдения, опроса, анализа документов и эксперимента - есть еще аналитико-синтетические, такие, как моделирование и прогноз. Обладая достаточной информационной базой, можно, сопоставляя то, что уже известно, получать новую информацию, «выращивать» ее буквально в собственной голове! Однако интуиция - не только дар озарения, но и упорная работа. Если не будешь постоянно следить, как развивается твое научное направление, не будешь перелопачивать гигабайты информации - никакого озарения не дождешься.
Сейчас мы стоим на пороге формирования нового технического уклада цивилизации - имею в виду нанотехнологии. По важности его можно сравнить если не с использованием огня, то уж с открытием атомной энергии точно. Чтобы успешно войти в новый виток научно-технического прогресса, нужно владеть не только огромными объемами информации, но и навыками эффективной работы с ней. Без этого современному ученому не обойтись.

Некоторые работы отдела «Компьютерные сети и информационно-аналитическое обеспечение» в последние годы:

  •  Обзор «Аналитические исследования состояния и применения новых перспективных авиационных материалов, определяющих научно-технический прогресс в создании отечественной и зарубежной авиационной техники».
  •  Обзор «Сравнение эксплуатационных характеристик российских и зарубежных региональных и ближнемагистральных самолетов».
  •  Обзор «Разработка материалов и технологий для нового поколения гражданской авиационной техники за рубежом».

    Обзор «Финансирование научных исследований в США и странах Евросоюза».

  •  Исторический экскурс «Материалы для полета: вчера и завтра».
  •  Обзор «Материалы и технологии, разработанные и внедренные за рубежом в период с 1992 по 2007 годы».
  •  Обзор «Металлические композиционные материалы Ti/SiCвол: научно-исследовательские работы и серийное производство за рубежом».
  •  Обзор «Материалы и технологии для элементов планера гиперзвуковой авиационной техники».
  •  Обзор «Сеть зарубежных климатических и испытательных станций и их обеспечение».
  •  Обзор «Сравнение надежности воздушных судов отечественного и зарубежного производства».
  •  Обзор «Общие принципы и методы прогнозирования научно-технического прогресса».
  •  Обзор «Критические технологии Министерства обороны США в области материалов».