Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Крепче углепластика – только научная дружба!

Анна Гуняева

Интервью с кандидатом технических наук, заместителем начальника лаборатории  «Углепластики и органиты» Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Анной Георгиевной Гуняевой.

Анна Гуняева продолжает дело своего отца – доктора технических наук, профессора Георгия Михайловича Гуняева, который стал одним из основателей и ведущим специалистом направления ПКМ в отечественном материаловедении. Помимо научно-исследовательской деятельности, отмеченной наградами и поощрениями (признана лучшим работником ВИАМ, «Инженером года»), Анна успевает уделять время общественной работе по линии Совета молодых специалистов и ученых ВИАМ.

Анна Георгиевна, поздравляем Вас с недавним назначением на должность заместителя начальника лаборатории! Почему именно углепластики? 

Спасибо! Ни для кого в ВИАМ не секрет, что в институте более пятидесяти лет работал мой отец Георгий Михайлович Гуняев (к сожалению, его с нами уже нет). Он основал и впоследствии на протяжении многих лет возглавлял лабораторию «Полимерные композиционные материалы», в которой теперь работаю я.  Более того, именно в этих стенах познакомились мои родители. Иногда ощущаю себя «дочерью полка», научного, конечно.

В домашних разговорах я часто слышала фамилии коллег отца, ежегодно приходила на новогоднюю елку. Можно сказать, что и очно, и заочно я знакома с несколькими научными поколениями института. Поэтому выбор профессии для меня был очевиден.

Наверное, сложно быть «папиной дочкой»?

Положение продолжателя научной династии, конечно, обязывает. Как и многие мои коллеги по ВИАМ, я закончила МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского по направлению «Материаловедение и технология новых материалов». По специальной межвузовской программе после 4-го курса меня и моих сокурсников направили на практику с последующим трудоустройством в ВИАМ. Именно здесь я осознала свой реальный интерес к профессии и открыла в себе научные амбиции.

Лабораторию «Углепластики и органиты», куда меня распределили, тогда возглавлял к.т.н. Александр Евгеньевич Раскутин. А сектором по разработке ПКМ на основе углеродных наполнителей, где мне предстояло сделать первые шаги в профессии, руководил нынешний начальник лаборатории к.т.н. Иван Николаевич Гуляев.

Я начала, как и положено, с азов – с должности инженера. Благодаря системе наставничества в ВИАМ, я близко познакомилась с ведущим инженером-технологом нашей лаборатории Ольгой Алексеевной Комаровой. С ее помощью и под ее чутким руководством прошли мои первые годы в институте. Она объясняла мне технологические процессы, специфику работы с полимерными материалами, технику безопасности (мы имеем дело с химическими веществами) – в общем все, что должен знать и уметь молодой инженер. Ольга Алексеевна, кстати, воспитала уже двух действующих заместителей начальника нашей лаборатории: меня и Константина Андреевича Павловского.

Через два года практики мне доверили первую научно-исследовательскую работу по созданию молниезащитного покрытия для конструкций летательных аппаратов, выполненных из ПКМ. Конечно, я надеялась на помощь отца, но по состоянию здоровья он уже отходил от дел. Вначале было трудно, но именно в тот момент я полностью прониклась атмосферой и задачами, которые были поставлены передо мной.

В каком направлении велась Ваша научная работа?

Мне досталось очень непростое, но перспективное направление – разработка и исследование углепластиков, модифицированных углеродными наночастицами, создание систем молниезащиты для конструкций летательных аппаратов на их основе.

Удалось ли уже внедрить в производство новый материал?

Разработка молниезащитных покрытий – одно из стратегических направлений развития материалов и технологий нашего института до 2030 года. Я активно работаю в этом направлении. Сегодня в качестве защиты от молнии для самолетов традиционно используются покрытия на основе металлов – сетки и фольги различных поверхностных плотностей, металлические шины и др. Постепенно мы подводим конструкторов к мысли, что им придется отказываться от привычных материалов в пользу новых разработок, главное преимущество которых – повышение весовой эффективности летательных аппаратов. Это, кстати, очень веский аргумент в пользу замены металлов на композиты. Однако внедрение нового материала – это долгий и полный преград путь. К сожалению, далеко не на всех предприятиях к нему готовы.

По завершении первых двух научно-исследовательских работ при моем непосредственном участии разработаны молниезащитные покрытия марок ВЭП-1, ВЭП-2 и ВКУ-52МЗ, содержащие в своем составе углеродные наночастицы. При их разработке я получила весомый набор статистических данных, результатов испытаний для написания диссертации на соискание ученой степени к.т.н., стала автором двух патентов на изобретения и 15 научных статей. Я осознала в себе желание и силы защититься: был материал и, самое важное, поддержка коллег.

Неужели так много зависит от коллег в этом деле?

Поддержка коллег нужна и важна в любом деле. В ВИАМ я ее ощущаю всесторонне. Большинство сотрудников нашего института выпускники моего родного МАТИ-РГТУ (к примеру, заместитель генерального директора к.т.н. Денис Вячеславович Гращенков, начальник нашего НИО к.т.н. Александр Евгеньевич Раскутин). Со мной бок о бок работают мои однокурсники и те ребята, с которыми мы просто встречались в стенах вуза. Такое давнее знакомство очень помогает в решении стоящих перед нами общих технологических задач. Несмотря на то, что в вузе мы закончили одну кафедру, работаем мы в разных подразделениях и, соответственно, ведем работы в разных направлениях – по разработке термопластичных и лакокрасочных материалов, стеклопластиков, органопластиков, клеев, герметиков, по проведению эксплуатационных и физико-механических испытаний материалов. Получается великолепный тандем дружбы и науки.

Также стоит отметить, что в нашем институте, на мой взгляд, идеальное соотношение опыта и молодости. В настоящий момент количество молодых специалистов до 35 лет составляет уже более 50%. Созданы условия для долгой и плодотворной работы наших опытных коллег. Ведущие инженеры-технологи нашей лаборатории – люди, которые на протяжении более чем тридцати лет преданы своему делу и институту. Среди них Комарова Ольга Алексеевна, Зеленина Ирина Викторовна, к.т.н. Железина Галина Федоровна, Голикова Любовь Степановна, Файзрахманов Наиль Габдрахманович. Перенимая их бесценный опыт, растет новое поколение высококвалифицированных специалистов композитной отрасли.

Видимо, Вам удалось убедить руководство, что Вы достойный продолжатель династии?

Я прилагала к этому максимум усилий. Все мои труды со временем принесли свои плоды и были оценены руководством института. Кандидатскую диссертацию на тему «Угленанокомпозиты, стойкие к воздействию электрического разряда, имитирующего импульс тока молнии» я написала за четыре года обучения в аспирантуре ВИАМ, куда сразу поступила после окончания вуза. Хочу выразить благодарность за помощь в получении и обработке результатов исследований, которые легли в основу моей диссертации, сотрудникам подразделений и руководству института. Отдельно выражаю свою признательность за неоценимую консультативную помощь и поддержку д.т.н. профессору Алевтине Петровне Петровой.

В процессе проведения исследований в рамках научно-исследовательской работы, в том числе с пользой для диссертации, состоялась моя первая командировка в Санкт-Петербург. Целью поездки было проведение испытаний образцов, в том числе и конструктивно-подобных, на молниестойкость на площадке испытательного полигона в пригороде города. Впечатлений масса: впервые оказаться на испытательной базе, где имитируют воздействие молниевого разряда и «стреляют» молнией в образцы... дух захватывало! Ирония в том, что я очень боюсь этого природного явления с детства. Но волею судьбы я почти победила свой страх!

После успешной защиты диссертации и присвоения степени к.т.н. работы прибавилось – меня назначили начальником сектора «Высокотемпературные углепластики», разделив сектор «Конструкционных углепластиков» на два направления. Высокотемпературные углепластики – это перспективный класс ПКМ на основе углеродных армирующих наполнителей различных текстильных форм и полимерных связующих (цианэфирных, полиимидных, бисмалеимидных, фталонитрильных и др.) с рабочей температурой от 180 до 450°С. Они находят применение в теплонагруженных деталях и агрегатах высоко- и средненагруженных конструкций изделий авиационной техники. За полтора года моего руководства сектором нашему небольшому коллективу удалось наметить и провести исследования по ряду новых научно-исследовательских работ. Основная из них – работа с АО «ОДК-Авиадвигатель» по созданию высокотемпературных материалов для применения в конструкции панелей газогенератора двигателей семейства ПД.

Как новая должность изменила Вашу профессиональную деятельность?

Я очень рада представлять коллектив нашей лаборатории уже в ином статусе и помогать нашему начальнику лаборатории в нелегком научном деле. Мой рабочий день начинается с постановки первоочередных задач, которые необходимо выполнить в течение дня. Еще в вузе я поняла, что работа с людьми мне только в радость. Однако, честно признаться, думала, что в инженерной профессии меня ждут лишь производство, оборудование и горы технической документации. Как я ошибалась. На сегодняшний день основная моя обязанность – это взаимодействие с коллективами лабораторий, смежных подразделений и специалистами авиационных предприятий. Участие в конференциях и форумах, анализ мирового рынка и тенденций развития, представление разработок нашего предприятия, получение новых знаний, обретение полезных знакомств. Составление предложений по новым перспективным и необходимым авиационной отрасли разработкам, анализ и изложение полученных результатов исследований в научных статьях, научно-технологических отчетах, разработка технологической документации – все это неотъемлемая часть моего сегодняшнего, я бы сказала, крайне динамичного рабочего ритма. Огромный плюс профессии – иметь возможность посетить авиационные предприятия и заводы, увидеть, как разработанный тобой или твоими коллегами материал осваивают в производстве. Четко выстраивается цепочка: от изготовленного экспериментального образца до внедрения его в изделие. Это бесценный опыт! За время работы (8 лет) я побывала на промышленных предприятиях в Санкт-Петербурге, Воронеже, Перми, Саранске, Чебоксарах, Казани, Ульяновске и уверена, что многое ждет меня еще впереди.

Вам, видимо, просто нравится ваша работа!

Вы правы. Наверное, совпали два фактора: возможность полной самореализации и ощущение, что все вокруг – родные люди.

Мои далекие от науки друзья и знакомые спрашивают меня: почему ты выбрала профессию инженера? Тебе действительно это интересно? Неужели у работников этой сферы достойная зарплата? Поначалу, конечно, одолевали сомнения, правильной дорогой ли я пошла. Инженер – в наше время нужная, но не очень распространенная профессия, куда больше менеджеров и экономистов. Сейчас на подобные вопросы я со всей гордостью за ВИАМ, на своем примере, рассказываю им, кто такой современный инженер, работающий в ведущем предприятии России в области авиационного материаловедения. Бесспорно, такой статус, кадровый состав, сочетающий в себе энергию молодых сотрудников и опыт высококвалифицированных специалистов, современное высокотехнологичное оборудование, возможность заниматься научно-исследовательской работой, разработкой и внедрением новых материалов в изделия авиационной техники, и при этом получать достойную зарплату – все это огромная заслуга нашего Генерального директора, академика РАН Евгения Николаевича Каблова. Я точно могу сказать, что если бы у меня был выбор что-то изменить в выборе профессии или же месте работы – я, без сомнений, оставила все как есть.

Теперь-то Вам нужно массу времени посвящать административной работе.

Это верно. Однако я убеждена, что хороший руководитель – это, прежде всего, лучший специалист в своем деле. «Нельзя стать хорошим главврачом, не побыв медбратом» (с). Да и свободного времени, конечно, теперь стало намного меньше. Я стараюсь распределять свою рабочую нагрузку с максимальной пользой для дела и без ущерба для досуга и отдыха. Отмечу, что это тоже отношу к навыкам хорошего руководителя и организатора, этому еще мне предстоит научиться. Мои основные хобби – это путешествия и спорт. В отпуск, по возможности, стараюсь баловать себя поездкой заграницу, в выходные – встречи с друзьями и родными.

Над чем Вы сейчас работаете? 

Как заместитель начальника лаборатории я курирую два основных направления в нашей лаборатории: работы по высокотемпературным углепластикам, в том числе разработка молниезащитных покрытий и систем на их основе, и комплекс работ с АО «ОДК-Авиадвигатель» – по разработке конструкционных углепластиков для применения в мотогондоле двигательных установок семейства ПД. В настоящий момент, как всем нам известно, в связи с введенными против России санкциями остро стоит вопрос импортозамещения материалов для обеспечения технологической независимости нашей страны. Санкции против России только подстегивают интерес конструкторов к отечественной продукции. И для ВИАМ это хорошо! Все силы нашего предприятия направлены на разработку, исследования и паспортизацию материалов на отечественном сырье, так как без паспорта ни один материал не «полетит».

Вы еще и в работе Совета молодых специалистов участие принимаете…

Совет – это молодые, активные и добившиеся уже больших успехов в институте специалисты. Большинство из них отличает именно способность совмещать должностные обязанности заместителей начальников подразделений, начальников секторов, ведущих инженеров с общественной работой в институте.

Для меня работа в Совете молодых специалистов – это удовольствие от общественной деятельности и возможность познакомиться с коллегами-единомышленниками из других лабораторий и предприятий. Одна из моих задач и как активиста, и как руководителя – открывать новые возможности для устроившихся в наш институт молодых ребят (а их сейчас очень много), помочь адаптироваться после вуза, заинтересовать работой, познакомить с институтом и направлениями работы, чтобы каждый из них обрел здесь свое место. Совет старается организовывать не только научную деятельность, но и досуг: сотрудники имеют возможность посещать секции по волейболу, футболу, корпоративный фитнес, в ВИАМ есть своя база отдыха в Тверской области, где ежегодно проводится турнир по волейболу. Жизнь кипит. Совет, при поддержке руководства института, также занимается поощрением молодых специалистов, способствуя их участию в конкурсах, получению премий и наград за научные открытия и достижения. Так, благодаря работе Совета, в 2015 году за свою научную работу в части создания молниезащитных покрытий я была отмечена дипломом «Инженер года» в номинации «Авиация и космонавтика» по версии «Инженерное искусство молодых». Все поощрения от руководства института, несомненно, дают хороший стимул к работе.

На сегодняшний день я довольна достигнутыми результатами в моих научно-исследовательских работах и карьере в целом. Чувствую в себе потенциал и готова к новым открытиям!