Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

«ЦАГИ – безусловный бренд, за рубежом нас действительно знают»

Софья Блюгер

1 апреля 2017 года отметило 25-летие отделение внешнеэкономической деятельности ЦАГИ (ОВЭД). Созданное на заре нового государства и новых экономических реалий отделение сумело найти верный курс, заручиться поддержкой зарубежных партнеров и укрепить престиж ЦАГИ на международной арене. Какой опыт накопило за четверть века ОВЭД, что в действительности означает буква «Э» в его названии и чем живет коллектив отделения вне стен института — об этом и многом другом нам рассказала начальник ОВЭД ФГУП «ЦАГИ» Софья Блюгер.

Софья Александровна, Вы работаете в институте с декабря 2015 года. Почти в то же время, когда Вы возглавили ОВЭД, отдел внешнеэкономической деятельности получил статус отделения. Какие возможности это открыло?

Я расцениваю данный шаг как признание важности международной деятельности в общей стратегии развития института и некий кредит доверия со стороны руководства к нашей службе. Ну и, конечно, это подарок к 25-летию ОВЭДа!

Немного о нас, чтобы развенчать мифы. В аббревиатуре ОВЭД буква «Э» — экономический — понятие определяющее, но не исчерпывающее. Наше ядро, команда менеджеров, ведет внешнеэкономические контракты и сопровождает проекты. Подразделение протокола обеспечивает организацию и проведение мероприятий. Еще у нас есть группа таможенного сопровождения, переводчиков, информационно-технического сопровождения и наши внутренние службы. Так что хозяйство у нас большое и беспокойное.

В чем, на Ваш взгляд, заключается конкурентное преимущество нашего института на мировой арене?

ЦАГИ — это безусловный, практически вековой бренд, имя, знакомое и уважаемое всеми участниками глобального рынка аэронавтики. Представляясь с гордостью на различных международных мероприятиях, слышишь в ответ: «А, ЦАГИ, Чернышев!» — нас действительно знают.

В первые дни работы в институте я принимала участие в стратегической сессии для руководства, когда мы проводили SWOT-анализ деятельности ЦАГИ и мне досталась приятная миссия «S» (strengths — сильные стороны). Перечень был весьма длинным, включая научную и экспериментальную базы, уникальных специалистов и, конечно, международный опыт.

Повлияли ли санкции и контрсанкции, введенные между Россией и западными странами, на международную деятельность института?

Здесь мне на память приходит цитата одного из руководителей исследовательских программ Евросоюза — «countries have borders but science does not», что значит «границы есть у стран, но не у науки». Мы работаем по всему «глобусу», невзирая на «турбулентную» геополитику, и, напротив, меняем сложившиеся шаблоны — взять хотя бы недавно проведенный совместный семинар с американским NASA.

Насколько ОВЭД удается диверсифицировать портфель международных проектов и заказов, как меняется их количество и масштаб?

В начале 2016 года мы провели масштабный анализ внешнеэкономической деятельности института за последние 10 лет (due diligence), который позволил выявить миграцию наших заказчиков, страновую концентрацию, востребованность продуктов и услуг наших центров компетенции. Понимание исторической базы очень важно для выработки сценария устойчивого развития, постановки целевых прогнозных показателей. 2016 год был весьма удачным — произошел существенный прирост поступлений от зарубежных коммерческих заказчиков — более чем в полтора раза! Традиционный портфолио заказов от китайских компаний пополнился контрактами с Германией, Францией, Казахстаном и другими странами. Возобновилась контрактная работа с Boeing (США) и Embraer (Бразилия). Мы надеемся на запуск крупных проектов как в области гражданского, так и военно-технического сотрудничества через нашего постоянного партнера АО «Рособоронэкспорт». Трудный рынок для нас — Европа, но я связываю большие надежды с открытием контактного бюро в Брюсселе, когда взаимодействие с ключевыми игроками в режиме реального времени позволит привлечь новые заказы для ЦАГИ от европейских заказчиков.

Функционирует контактное бюро института, зарубежные делегации посещают ЦАГИ в Жуковском и в Москве, ведутся переговоры на крупных международных мероприятиях. Расскажите, пожалуйста, как еще ОВЭД информирует мировое научное сообщество о возможностях ЦАГИ и какой из этих путей, на Ваш взгляд, наиболее эффективный?

Вы сами сказали о том, что наше постоянное присутствие на международной арене обеспечивается во всевозможных форматах, и здесь вы совершенно правы. Основное правило маркетинга — нужно постоянно быть на передовой, потому что при всей инерционной мощи нашего бренда его нужно постоянно поддерживать — это большая инвестиция, но поддержание и развитие нашего международного статуса без этого просто невозможно. Несмотря на специфичность нашего сегмента — авиационной науки, никто не отменял классических механизмов продвижения услуг заказчикам. Сейчас мы готовим новый маркетинговый материал, представляющий возможности наших центров компетенции и рассчитанный на широкий круг потенциальных заказчиков, или, как я это называю, «ковровую бомбардировку». Второе направление — это уже адресная работа с ключевыми клиентами, когда мы разрабатываем направленные предложения как для представителей дуополии Boeing (США) и Airbus (Франция), так и представителей второго эшелона, например, Embraer (Бразилия), и специализированных компаний, таких как Safran Tech (Франция).

В каких международных мероприятиях ЦАГИ принял участие за последнее время? Какую программу ОВЭД выполнило в рамках МАКСа?

Быть везде невозможно, да и не нужно. Наша задача — приоритизация зон присутствия и максимальная отдача от ограниченных ресурсов, которыми в текущее сложное время располагает институт. Безусловно, есть знаковые мероприятия, где присутствуют все ключевые игроки, и где надо быть. В этом году это авиасалон Ле Бурже, ну и, конечно, наш родной МАКС. В рамках МАКС у нас была реализована амбициозная программа — мы являлись организаторами нескольких международных мероприятий по всем географиям взаимодействия. Это встреча по европейскому проекту AGILE, российско-китайская конференция, а также молодежное мероприятие в рамках IFAR (Международного форума по авиационным исследованиям).

Очень важно, чтобы наряду с маститыми учеными доступ к международному общению имели молодые перспективные ребята — здесь важен высокий уровень компетенций, желание развиваться в данном направлении и, безусловно, достойный уровень владения языком. Коллеги, учите английский!

Расскажите, пожалуйста, какие новые мероприятия проводит ОВЭД?

Мы уже вовсю готовимся к 100-летнему юбилею института. Запланирован целый блок международных мероприятий. В свой юбилейный год ЦАГИ станет площадкой для проведения конференции по космическим летательным аппаратам, гиперзвуковым системам и технологиям под эгидой AIAA, заседания Международной ассоциации по сверхзвуковым трубам STAI, саммита Международного форума по авиационным исследованиям IFAR, конференции ЦАГИ—ONERA. Наверняка что-нибудь еще придумаем...

Какова, по Вашему мнению, самая сильная сторона ОВЭД? Как меняется его работа и что еще можно улучшить?

Спасибо за хороший вопрос — на самом деле, обычно так говорят иностранцы, когда вопрос трудный и не знаешь, что с ходу ответить. Пожалуй, готовность развиваться... Объясню почему. Управление изменениями (change management) считается одной из наиболее сложных областей теории менеджмента. Люди по природе своей не склонны меняться, это выход из зоны комфорта. С моим приходом присутствовал определенный скепсис по поводу новаций, и, действительно, не все нововведения прижились, и это нормально. Сейчас могу уверенно сказать, что наш коллектив открыт новым идеям и, самое главное, сам вовсю их генерирует! Мы меняемся и меняемся к лучшему.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про внедренную в работу ОВЭД базу данных контрактов и проектов Forecast DB. Какие данные она содержит и какие задачи помогает решать?

Как операционная деятельность, так и планирование и прогнозирование внешнеэкономической деятельности института осуществляется с помощью прогнозной базы данных. Это ноу-хау, разработанное ОВЭД и работающее с начала прошлого года.

Данный инструмент полностью охватывает тематики, контракты и проекты, находящиеся в периметре работы ОВЭД, от момента инициации запросов до завершения работ, включая распределение проектных менеджеров и мониторинг финансовых потоков. Внедрение базы данных позволило эффективно координировать управление проектами и максимизировать вероятность получения работ (win rate). База данных позволяет получить любую аналитическую информацию в режиме онлайн.

Каковы цели и задачи созданного в 2016 году Совета по внешнеэкономической деятельности (ВЭД)?

Совет по ВЭД, возобновивший свою работу в начале 2016 года после многолетнего перерыва, — это площадка, которая позволяет обсуждать ключевые вопросы и принимать решения по важным направлениям международной деятельности и получать поддержку руководства для их реализации. Так, например, один из Советов ВЭД включал демо-сессию базы данных, о которой мы говорили выше. На другом мы защищали стратегию развития ВЭД, делая ставку не на краткосрочный прирост выручки, а на создание предпосылок устойчивого роста внешнеэкономической деятельности. В рамках одобренного Советом плана в каждом научно-исследовательском отделении появился форпост развития международной деятельности, молодые инициативные ребята с хорошим английским, у нас теперь есть своя сеть контактов (NIO i-network). За последние несколько месяцев мы провели около 20 встреч с центрами компетенции, чтобы системно представить их возможности и выработать план по расширению международного присутствия каждого центра.

Софья Александровна, какие Вы можете вспомнить яркие события из жизни отделения?

Это скорее вопрос к моим коллегам, которые за 25-летнюю историю ОВЭДа прошли огонь и воду и могут уже издавать книгу «Байки ОВЭДа». Из забавного помню письмо 1998 года, которое висит у нас в менеджерской, от Еврокомиссии с заключительной фразой «Просим передать наши приветствия профессору Н.Е. Жуковскому»...

Такая долгая история коллектива имеет и свою обратную сторону — некую рутинность взаимоотношений. Хотелось сделать некую перезагрузку, перетряхнуть привычный взгляд на коллег. И в нашей новейшей истории самыми запоминающимися, безусловно, стали два выездных тимбилдинга. Мы совершенствовали навыки командного взаимодействия — сами писали сценарий, разбивались на команды, придумывали лозунги, проходили препятствия, проводили викторину по истории ЦАГИ. На недавнем юбилейном мероприятии решали квест, который увенчался находкой клада, в котором, вы представляете, были футболки с логотипом ОВЭДа!

Оказался ли Ваш прошлый опыт работы полезен в ОВЭД?

Честно скажу, я везунчик, я, что называется, «унаследовала» замечательную команду — Сергей Иванович Сидоров, «зубр» международного сотрудничества, и Ирина Валерьевна Безменова, профессионал протокола, надежно прикрывают тылы, позволяя направлять энергию на генерацию новых идей и развитие. Честно признаюсь, я даже не ожидала, что тот набор навыков и клиентского опыта (а я более 15 лет до прихода в ЦАГИ работала в KPMG, компании «большой четверки») окажется столь востребованным на новом месте. Безусловно, присутствовал стресс от кардинальной смены сферы деятельности, и здесь очень помогла поддержка коллег и семьи.

В заключение позвольте задать Вам несколько личных вопросов. Каков Ваш способ настроить себя на эффективную деятельность?

В первую очередь, это четкая организация рабочего дня и управление временем. Эти бесценные навыки позволяют сохранять work-life balance (совмещать работу и дом). При наличии трех детей это просто рецепт выживания! Я честно пытаюсь выкроить время в плотном графике, чтобы провести тренинг по управлению временем (time management) для команды ОВЭД. Ну и, безусловно, это позитив, с которым я каждый день прихожу на работу!

Какие качества Вы цените в людях выше всего?

Я преклоняюсь перед профессионалами своего дела, будь то наука, бухгалтерский учет или организация мероприятий. Из конкретных качеств очень ценю ответственность, умение работать в команде и выход за рамки при решении поставленных задач (out of box thinking).

Как Вы предпочитаете отдыхать в нерабочее время?

Наверное, уже понятно, что у меня активная жизненная позиция. И от этого больше всего «страдает» моя семья. Мы много путешествуем, вместе играем в волейбол и катаемся на горных лыжах. Мы также пытаемся наладить общение ОВЭДа за пределами работы — завели свой чат, где делимся новостями и информацией, были попытки вместе ходить на концерты в Дом ученых ЦАГИ и покататься на коньках.

Напоследок расскажите, пожалуйста, о последней прочитанной и запомнившейся Вам книге.

Это была не книга, а информационная рассылка авиационных новостей от 81-го отдела. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», а именно такая задача стоит перед ОВЭД ЦАГИ!