Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

08.09.2017

Специалисты ЦАГИ изучили перспективы летательных аппаратов на альтернативных топливах и источниках энергии

Сотрудники ЦАГИ представили результаты финального этапа проекта «Исследования концепций, ключевых технологий, обликов и потребной инфраструктуры для разработки самолетов и вертолетов на альтернативных источниках энергии».

В конце августа сотрудники Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского») провели Научно-технический совет, на котором представили результаты финального этапа проекта «Исследования концепций, ключевых технологий, обликов и потребной инфраструктуры для разработки самолетов и вертолетов на альтернативных источниках энергии».

Основной задачей, поставленной перед институтом, был поиск возможностей использования разных видов альтернативного топлива и электрической энергии в авиации, а как следствие — снижение зависимости от углеводородного топлива и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

В ходе выполнения работ ученые ЦАГИ исследовали варианты летательных аппаратов с силовыми установками, включающими электрические компоненты, сравнили их эффективность, изучили конфигурацию магистрального самолета с гибридной распределенной силовой установкой (ГРСУ), разработали концепцию использования ГРСУ в крейсерском полете, проанализировали риски. Кроме того, специалисты предложили методы повышения эффективности летательной техники с электрической силовой установкой и оценили перспективы применения ГРСУ на конвертопланах и многовинтовых летательных аппаратах. Помимо электричества, были рассмотрены возможности, преимущества и недостатки использования криогенного, авиационного сконденсированного топлива и изотопных источников энергии.

«Применение электрических и альтернативных источников энергии в конструкции воздушных судов имеет ряд преимуществ — это и повышение эффективности использования энергии для полета воздушных судов, и снижение стоимости летательного аппарата, и уменьшение выбросов в атмосферу. Основной фактор, сдерживающий масштабы использования электрической энергии в авиации, с которым мы сталкиваемся сейчас, — это характеристики накопителей энергии — аккумуляторов», — подчеркнул научный руководитель проекта, начальник отделения системных исследований и концептуального проектирования авиационно-космической техники ФГУП «ЦАГИ» Андрей Шустов.

По итогам совместного обсуждения достигнутых результатов Научно-технический совет постановил, что представленные работы выполнены в соответствии с техническим заданием и отвечают требованиям государственного контракта, а также выработал рекомендации по порядку внедрения результатов НИР.

НИР «Исследования концепций, ключевых технологий, обликов и потребной инфраструктуры для разработки самолетов и вертолетов на альтернативных источниках энергии» по контракту с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации началась в 2016 году. Помимо ЦАГИ, в проекте задействованы научно-исследовательские и образовательные организации авиационной отрасли страны.