Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В "Курчатовском институте" прошла молодежная научная школа

С 2008 по 2012 год в НИЦ "Курчатовский институт" проводились Высшие курсы стран СНГ для молодых ученых, аспирантов, студентов по современным методам исследований наносистем и материалов "Синхротронные и нейтронные исследования наносистем" ("СИН-нано"). С 2015 года НИЦ "Курчатовский институт" и Институт кристаллографии имени А.В. Шубникова РАН возобновили проведение "СИН-нано" в новом формате.

В 2017 году на школу приехали 60 молодых ученых, аспирантов и студентов старших курсов из научных и учебных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ростова-на-Дону, Томска, Новосибирска, Ставрополя, Красноярска. "Мы отбирали участников, которые уже работают по этому направлению, чтобы школа была им полезна и дала новые знания", – пояснил помощник президента НИЦ "Курчатовский институт" П.К. Кашкаров.

Двухнедельная программа была насыщенной, участники прослушали 25 лекций ведущих ученых о нейтронно-синхротронных исследованиях в различных областях и выполнили несколько десятков лабораторных работ. Также они познакомились с курчатовскими мегаустановками, посетили несколько уникальных научно-технологических комплексов и лабораторий Центра, побывали в музеях Курчатовского института. Акцент в работе школы был сделан на практические занятия: они проводились на базе единственного на постсоветском пространстве специализированного источника синхротронного излучения "КИСИ-Курчатов", исследовательского реактора ИР-8 и Центра коллективного пользования ФНИЦ "Кристаллография и фотоника" РАН.

Молодые ученые знакомились с последними достижениями в области исследования наносистем и материалов, возможностями использования различных экспериментальных методов в нанодиагностике, а также осваивали междисциплинарные подходы в исследованиях наносистем и новых материалов. 

Школа "СИН-нано-2017" стала площадкой для обмена опытом. Участники получили возможность рассказать о своих исследованиях: в формате стендовых докладов и выступлений.

Например, студентка Института ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН (Новосибирск) Мария Чернецкая представила свой материал "Исследование волос с целью криминалистической экспертизы методами микро- рентгенофлуоресцентного анализа". "Методом рентгенофлуоресцентного анализа можно выделять очень низкие концентрации примесей исследуемого образца и относительное содержание химических элементов с точностью до нескольких процентов. Такие параметры недоступны для стандартных криминалистических экспертиз, – поделилась она, – У меня была возможность выступить не только со стендовым докладом, но и перед аудиторией на сцене. Для меня это важный опыт".

Лабораторный практикум, который в этом году был расширен, помог слушателям освоить методы проведения экспериментов по рассеянию синхротронного излучения и нейтронов в комплексе с дополняющими методами для исследования и диагностики свойств наносистем и материалов в различных областях, включая физику, химию, биомедицину, материаловедение, индустрию наносистем.

"На школе мне удалось как пообщаться с учеными-профессионалами своего дела, так и побывать на практикумах, что для меня очень важно, – рассказал инженер-исследователь лаборатории рентгеновской оптики из физического Балтийского Федерального университета им. И.Канта Антон Нарикович, – я на школе впервые и остался под большим впечатлением. Моя сфера исследований – материаловедение для рентгеновской оптики. Я занимаюсь рентгеновской томографией на лабораторных источниках, поэтому получить опыт работы на синхротроне для меня очень полезно".

Аспирантка Московского технологического университета Вероника Мусатова на школе  уже второй раз. В этом году девушка представляла стендовый доклад "Синтез и исследование магнитоактивных металлополимерных наноматериалов на основе ненасыщенных дикарбоксилатов кобальта (II), никеля (II) и железа". "В этом году было больше практикумов, я побывала практически на всех", – поделилась она.

"Здесь было все очень хорошо продумано – как в подборе лекции, так и в практических занятиях. Очень ценно было не только сделать работу, но и пообщаться со специалистами, которые работают на установках. Это помогает расширить свой взгляд на изучаемую сферу, задать вопросы", – добавил еще один участник "СИН-нано-2017" сотрудник НИЦ "Курчатовский институт" Иван Аткнин.

Закрывая научную школу, П.К. Кашкаров пожелал ее выпускникам пользоваться полученными знаниями и навыками. "Я желаю, чтоб молодые ученые поняли возможности, существующие в России для проведения таких уникальных экспериментов, чтобы они активнее приезжали к нам, в том числе со своими образцами, чтобы они понимали тот объем информации, который дает использование этих уникальных методов. А дальше – объединялись бы в научное сообщество и, оставаясь работать в каком-то научном учреждении, продолжали бы сотрудничать с НИЦ "Курчатовский институт" и пользоваться всеми этими возможностями. Это двигает российскую науку вперед".