Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Правительство поможет отечественному автопрому

Вклад автомобильной промышленности в ВВП России, в соответствии со стратегией Минпромторга РФ, к 2020 году должен составить около 430 миллиардов рублей, что почти в два раза больше, чем в 2012 году. Однако начиная с 2013 года объем внутреннего рынка российской автомобильной промышленности, наоборот, значительно сократился. Только в прошлом году он "просел" на 36 процентов. В результате продажи продукции отечественного автопрома сократились как внутри страны, так и за рубежом. Меры поддержки производителей обсудили на недавно прошедшей Х Международной конференции АutoInvest в Петербурге.

Известно, что на поддержку отрасли в 2016 году запланировано выделить около 138 миллиардов рублей. На промышленные субсидии будет направлено около 80 миллиардов рублей, на обновление парков - около 47 миллиардов. Подобные инвестиции должны способствовать росту продаж на внутреннем рынке. Тем не менее представители иностранных компаний опасаются, что, вслед за потерей в 2015 году десяти процентов своих покупателей, в 2016 году они лишатся половины клиентов. - Сегодня некоторые дилеры стоят на пороге банкротства, - поясняет вице-президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Вячеслав Жигалов.

Отечественный автопром ожидает повышения спроса, исходя из того, что средний возраст машин, которые находятся в собственности россиян, составляет около 12 лет, а на тысячу человек в нашей стране приходится 340 автомобилей. То есть парк будут скоро обновлять - вне зависимости от состояния экономики. Правда, без поддержки государства обеспечить производство нужного количества машин буден невозможно, считают эксперты. Помимо субсидий стимулировать развитие российского автопрома будут с помощью создания благоприятного для бизнеса экономического климата. В частности, специальных экономических зон локализации производств, где заработает система щадящего налогообложения. Зоны объединят на своей территории производителей комплектующих и мощности ведущих российских заводов, благодаря чему сократятся расходы на логистику. Наиболее удобным для реализации программы поддержки остается Северо-Западный регион, который занимает второе место по производству после Самары и в два раза опережает остальные регионы страны по объему производства. Площадки локализации уже созданы в Петербурге, где, несмотря на негативное влияние кризиса и снижение объема производства в 2015 году на 14,3 процента, ситуация остается стабильной. По предварительным оценкам, объем производства в 2016 году на петербургских предприятиях может сохраниться на уровне 2015 года. Согласно отчетам петербургских чиновников, на территории города начата работа по привлечению производителей автомобильных комплектующих в особые экономические зоны "Нойдорф-Стрельна" и "Новоорловская". Кроме того, город готов предлагать отраслевикам участие в реализации различных инвестиционных проектов, предполагающих определенные льготы и преференции. Кстати, петербургский завод "Хендай" стал одним из первых предприятий, которое в конце прошлого года направило в минпромторг заявление о заключении контракта такого формата.

По оценкам экспертов, не допустить снижения объемов производства было бы реально в том случае, если бы отечественные предприятия более активно продавали машины и их комплектующие за рубеж. Опыт работы петербургских заводов, в частности, показывает, что стремление к развитию экспортного направления у отечественных производителей есть. Те же компании, чье производство сконцентрировано на внутренних продажах, имеют меньше возможностей к преодолению кризиса и развитию, считают эксперты. - Есть компании, в которые инвестировали, например, в два с половиной раза больше, чем во всех остальных автопроизводителей, но сейчас эти компании, несмотря на поддержку государства, испытывают проблемы, поскольку не имеют прибыльного бизнеса за границей, - отметил генеральный директор Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов (НАПАК) Михаил Блохин. По итогам 2016 года экспорт в страны дальнего зарубежья должен увеличиться на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. В том числе и на Средний Восток. Туда сейчас успешно продает свою продукцию "КамАЗ", который в прошлом году увеличил продажи почти на 20 процентов, достигнув шести тысяч единиц. Успешно идет поставка отечественной техники на рынки СНГ, в том числе в Белоруссию и Казахстан. Однако, как отмечают эксперты, занять там прочные позиции еще не удалось. Продавать машины за границу сегодня мешает нежелание иностранцев пускать Россию на свои рынки.

«Многие страны имеют искусственно созданные барьеры для российского импорта в виде таможенных пошлин, - отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" Алексей Гогенко. - В Египте, например, пошлины для отдельных марок автомобилей достигают 135 процентов».

В целом отечественным поставщикам трудно адаптироваться на этих зарубежных рынках, поскольку логистические маршруты поставки до сих пор остаются неразработанными и страны - потенциальные партнеры не способствуют их проработке. Актуальным остается и вопрос сертификации отечественных товаров российской автомобильной промышленности. В этом плане автозаводам должно помочь участие России в ВТО, что позволяет открывать новые рынки и ориентироваться на международные стандарты. При всей готовности отечественного автопрома выйти за рубеж и заполнить собственный внутренний рынок эксперты опасаются, что это будет невозможно осуществить из-за отсутствия отечественной производственной и сырьевой базы для выпуска автомобильных комплектующих.

Источник: «Российская газета»