Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Сотрудник ЦНИИ КМ «Прометей» представил углепластик с уникальными свойствами

Углепластику с новыми свойствами была посвящена кандидатская диссертация сотрудника ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» Игоря Лишевича, защита которой успешно прошла 18 ноября в институте. Автор работает в лаборатории «Неметаллические материалы для машиностроения» и с 2007 года занимается созданием новейших термопластических полимеров.

В процессе исследований он создал углепластик, ставший продолжением научных разработок лаборатории - антифрикционных углепластиков марок УГЭТ, ФУТ.

«Любой углепластик состоит из полимерной матрицы и углеродной ткани. Это композит, где слоями чередуются ткань и полимер. Новизна нашего подхода в том, что мы используем углеродную ткань для улучшения свойств матрицы. За счет изменения температурных режимов мы придаем полимеру определенные свойства», - рассказал Лишевич.

По его словам, с помощью нового материала в сотрудничестве с заводами-производикоторые в состоянии выдержать конкуренцию с импортными аналогами по производительности, скорости скольжения, коэффициенту трения, ресурсу и другим важным параметрам.

«В насосах старой конструкции подшипники находились вне корпуса насоса, и смазывались с помощью отдельной системы. Наш подшипник находится в самом насосе и смазывается любой перекачиваемой жидкостью - перегретой водой, маслом, химической смесью», - пояснил сам ученый преимущество представленной разработки.

Новый полимер отличает высокая химическая стойкость, а также то, что он обеспечивает трение вкупе с минимальной степенью износа. Подшипник из такого углепластика может некоторое время работать в условиях сухого трения, при этом ресурс его работы в два раза больше чем у привычных подшипников из бронзы или баббита.

В лаборатории разработали углепластики двух типов: для узлов трения (работа на высоких скоростях) и тихоходный. При этом ранее высокоскоростные углепластики могли служить только при температурах не выше 140 ?С. Однако новый углепластик возможно использовать в горячих насосах, которые перекачивают перегретую воду или пар. Например, в пусковых устройствах питательного насоса на ГРЭС или в конденсатных насосах, которые используются на Нововоронежской АЭС и Ленинградской АЭС-2.

Сейчас данный углепластик использован в одной из высокоскоростных опорных подшипников паровых турбин, что находится в машинном зале ОАО НПО «Центральный котлотурбинный институт» имени И.И. Ползунова. Эксперимент признали удачным - подшипник проработал 3,4 тыс. часов. В дальнейшем ЦКТИ собирается оснастить подшипниками из такого углепластика и остальные турбины, поскольку они в четыре раза дешевле обычных баббитовых. Также совместно с конструкторами ОАО «Пролетарский завод» Лишевич и его коллеги разработали из представленного материала насос новой конструкции, который проработал уже два года, в то время как традиционные бронзовые подшипники служат в два раза меньше.