Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Чем опасно обледенение самолета?

Central Aerohydrodynamic Institute will explain the pilots how may change the basic aerodynamic characteristics of the aircraft because of icing and how to deal with it

Рекомендации по защите самолета от наземного обледенения, разработанные при активном участии Центрального аэрогидродинамического института, вошли в итоговый документ, составленный Межгосударственным авиационным комитетом (МАК). В ближайшей перспективе он будут использоваться российскими организациями гражданского авиатранспорта.

В обновленной редакции документа специалисты ЦАГИ предложили более детально отразить влияние наземного льда на аэродинамику самолета, а точнее, на так называемые критические поверхности воздушного судна — элементы крыльев и хвостового оперения. Как известно, обледенение этих участков может привести к авиакатастрофе. Наравне с турбулентностью, электрическими разрядами атмосферы, столкновением с птицами, обледенение является одним из опасных явлений, влияющих на безопасность полета.

«Облако за бортом самолета имеет температуру -40 градусов. Но это облако состоит из жидких — не кристаллических капель. Это метастабильное состояние капель может существовать в атмосфере достаточно длительное время, порядка нескольких часов и даже суток», - объясняет Алексей Горячев, начальник отдела ЦИАМ. При контакте с фюзеляжем капли мгновенно застывают и образуют ледяную корку. Обледеневший самолет теряет устойчивость и управляемость, поэтому раньше полеты при облачности были ограничены.

У самолетов с турбовинтовым двигателем наиболее уязвимым для обледенения является элемент хвостового оперения — стабилизатор. При движении воздушного судна по взлетно-посадочной полосе противообледенительная жидкость вместе с остатками льда забивает щель между стабилизатором и другим элементом оперения — рулем высоты. Это приводит к тому, что самолет не выходит на необходимый угол атаки, следовательно, увеличивается его взлетная дистанция, и он не может вовремя подняться в воздух.

Включение в рекомендации предложений ЦАГИ позволит сформировать у летчиков и специалистов авиационной отрасли наглядное понимание того, как могут измениться основные аэродинамические характеристики самолета при обледенении. «Летчики и персонал аэропорта, безусловно, должны опираться на актуальные изыскания авиационной науки в области борьбы с обледенением воздушных судов. И именно на это нацелены предложенные нами решения», — отметил начальник сектора исследований влияния обледенения на аэродинамические характеристики летательных аппаратов ЦАГИ, к.т.н. Геннадий Андреев. Также он подчеркнул, что в институте имеется возможность для проведения широкого спектра исследований, направленных на изучение наземного обледенения, результаты которых можно использовать в целях безопасности полетов.

ЦАГИ плотно занимается изучением опасностей, которые несет в себе обледеление, и ищет способы их предотвращения. Так, институт спроектировал и изготовил установку обводнения потока воздуха, которая имитирует переохлажденное атмосферное облако и позволяет смоделировать ситуацию обледенения частей летательных аппаратов и оценить ее последствия.

обледенение

 

Читайте также:

Разработана катапульта для самолетов малой авиации

ЦИАМ создаст двигатели для малоразмерных самолетов

ЦИАМ работает над самолетами будущего

К 2025 году самолеты будут летать со скоростью 1900 км/ч

Ученые ЦИАМ встретились со студентами МАИ на традиционной конструкторско-производственной практике