С Днем российской науки!

Уважаемые друзья и коллеги! Сердечно поздравляем вас с наступающим Днем российской науки!

Без науки немыслимо инновационное развитие и экономическое процветание нашего государства, переход к новому технологическому укладу и обеспечение суверенитета России.

Имена многих наших выдающихся ученых приобрели всемирную известность, а вклад отечественной научной мысли в мировую науку – неоценим.

В последние годы руководство России уделяет все большее внимание науке, отмечая ее приоритетную роль в жизни российского общества. Несмотря на определенные трудности, эти шаги способствуют укреплению научной, экономической и оборонной мощи нашего государства, развитию интеграционных процессов, росту авторитета ученых и интереса молодежи к знаниям и новым открытиям.

Желаем вам удачи, крепкого здоровья, новых открытий и достижений на благо России!

* * *

День российской науки отмечается 8 февраля, что не случайно: именно в этот день в 1724 году по распоряжению Петра I была основана Академия наука, которая в 1925 году стала именоваться Академией наук СССР, а в 1991 году — Российской Академией наук. Праздник отмечается с 1999 года.
Открытие Академии наук
Петр I, познакомившись с устройством Парижской Академии наук и пообщавшись с заграничными учеными, убедился в необходимости открыть в России Академию наук. Первыми учеными академии стали приглашенные в Россию иностранцы, библиотека была укомплектована книгами, доставшимися при завоевании Остзейского края, или современной Прибалтики, и постоянно дополнялась новыми экземплярами, финансировать академию предполагалось за счет государственных средств, а коллекции императора, собранные в заграничных путешествиях, легли в основу кунсткамеры.
По его замыслу, каждый академик должен был создать учебное руководство для юношества, по часу в день преподавать свой предмет и воспитать одного-двух учеников, чтобы те со временем продолжили его дело. Причем, российский император приказал, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».Первое заседание Академии состоялось уже после смерти Петра I, 12 ноября 1725 года.
Устав и задачи первых десятилетий
Поначалу Академия наука не имела устава, поэтому в ней, особенно в хозяйственной части, царили воровство и произвол. Академия испытывала постоянный дефицит средств, положение академиков было плачевным. Устав Акдемии появился в 1747 году при дочери Петра I Елизавете I. В рамках Академии были выделены собственно академия и университет. Академию представляли десять академиков, при каждом из которых имелся адъюнкт, обязательно из русских, и десять почетных, вне академии работающих, членов. Для подготовки студентов в университет была также открыта гимназия. Академия рассматривалась как учреждение, которое должно своими трудами приносить пользу народу.
Екатерина II взяла Академию под свою опеку, поручив графу Орлову наладить хозяйственную часть работы, а Екатерину Дашкову назначив директором Академии. При Дашковой, которая стала первой женщиной, управлявшей Академией наук в мире, особой задачей стало очищение и обогащение русского языка, для чего проводились исследования для создания словаря русского языка.
Стремительно развивались физико-математические и естественные науки, в которых признанными гениями стали «первый химиик» М.В. Ломоносов и математик Л. Эйлер. М.В. Ломоносов организовал сбор экономико-географических сведений по районам нашей страны, а также, будучи ученым-энциклопедистом, положил начало русской филологии. Под руководством Ж.Н. Делия к 1745 году было подготовлено первое собрание карт «Атлас Российский».
С конца XVIII в. Академия наук смогла сосредоточиться на теоретических исследованиях. Дополнительные функции вроде курирования учебных заведений, перевода книг и статей об иностранных изобретениях были переданы другим службам. К этому времени в Академии появилась ученые, воспитанные в России, а не приглашенные из-за рубежа. Тем не менее, Академия наук поддерживала связи с иностранными учеными и научными учреждениями, ведя с ними активную переписку.
Новый век — новые открытия
XIX век стал эпохой ярчайших русских географических исследований. В 1803-1806 гг. состоялось первое кругосветное путешествие под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, вслед за которым было организовано несколько десятков крупных морских экспедиций с участием российских натуралистов. В 1820 году экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева была открыта Антарктида.
К этому времени относится деятельность выдающихся математиков М.В. Остроградского и В.Я. Буняковского, а также Н.И. Лобачевского с его опередившей время неэвклидовой геометрией.
Проблемы аэродинамики изучали Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин. В историю науки вошли открытие электрической дуги В.В. Петровым, исследования Э.Х. Ленца, сформулировавшего закон теплового действия тока, а также фундаментальное правило, определяющее направление индуцированных токов. Б.С. Якоби изобрел гальванопластику и судовой электродвигатель. А.Г. Столетов и П.Н. Лебедев осуществили фундаментальные исследования электромагнитных процессов. Выдающимся достижением явилось изобретение радио А.С. Поповым в 1895 г.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом химической науки в России: Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, Н.Н. Зинин основал школу химиков-органиков, А.M. Бутлеров создал теорию химического строения.
Значительные успехи наблюдались и в биологии. К.М. Бэр стал основоположником сравнительной эмбриологии животных, а на рубеже веков работали первооткрыватель вирусов Д.И. Ивановский, И.И. Мечников, раскрывший клеточные механизмы иммунитета, И.П. Павлов, открывший условные рефлексы.
В.М. Севергин первым разработал систематику минералов, создал фундаментальный труд по топоминералогии России..Под руководством А.П. Карпинского началось систематическое геологическое картирование России.
Гениальными трудами В.И. Вернадского заложены основы новых наук - геохимии, а позднее радиохимии и радиогеологии.
Важнейшей задачей Академии наук было совершенствование русского языка. В Отделении русского языка и словесности наряду с крупными лингвистами — И.И. Срезневским, В.И. Далем, А.А. Шахматовым - состояли блестящие русские писатели П. А. Вяземский, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, И. С. Тургенев, А.Н. Островский, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.С. Хомяков и другие. Издавали свои труды академики-историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.
Советское время: служба на благо государства
«Россия встала на край гибели, - произнес в декабре 1917 года на годичном собрании Академии выдающийся востоковед С.Ф. Ольденбург. При этом он призвал коллег к дальнейшей работе. - Люди науки не могут не сознавать, что без их работы немыслимо просвещение и культура, а без этих последних - никакое достойное человеческое существование».
Численность научных сотрудников Академии к 1925 году увеличилась в 4 раза по сравнению с 1917 годом. В том же году Академия была провозглашена «высшим всесоюзным ученым учреждением», после чего в нее стали избираться ученые, работающие вне ее системы - в вузах, отраслевых институтах, других организациях, что позволило объединить в ее составе большинство выдающихся деятелей науки без оглядки на ведомственные барьеры. За последующие годы было совершено множество открытий в области физики, математики, астрономии и других науках.
Академия активно включилась в решение социально-экономических и культурных проблем страны. Развернулись исследования Курской магнитной аномалии и минеральных ресурсов Кольского полуострова, разрабатывается план ГОЭЛРО - государственный план электрификации страны, послуживший основой индустриализации всей страны.
Работа на победу
Особо следует отметить роль Академии в укреплении обороноспособности страны. Еще в начале века Академик Н.Д. Зелинский создал противогаз, спасший десятки тысяч жизней солдат в годы первой мировой войны. Академик В.Н. Ипатьев в 1916-1920 гг. организовал производство взрывчатых веществ и порохов.
Во время Великой Отечествнной войны при активнейшем участии ученых Академии удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы. Труды Н.Н. Бурденко, А.Д. Сперанского и других ученых-медиков обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.
Выдающийся инженер А.Н. Крылов разработал известные «таблицы непотопляемости», применение которых позволило укрепить боеспособность флота. Исследования ученых Академии в предвоенные и военные годы позволили осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня, наладить их массовое производство.
Разработки М.В. Келдыша и других существенно улучшили летные характеристики боевых самолетов. Учениками и последователями Н.Е. Жуковского и С.А. Чаплыгина в КБ С.В. Ильюшина, А.В. Яковлева, А.Н. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе во время войны и в дальнейшем послужившие базой для создания современных ВВС России.
Послевоенные достижения
Академия продолжала обеспечивать национальную безопасность страны и после войны, создавая ракетно-ядерный щит и поддерживая военно-ядерный паритет. Многие наши современные оборонные комплексы и технологии не уступают зарубежным аналогам, по ряду характеристик их превосходят.
Академики И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров и другие обеспечили создание ядерного оружия: первая советская атомная бомба была испытана в 1949 году на Семипалатинском полигоне. А.П. Александров и другие ученые создали атомный подводный флот страны. С.П. Королев, М.В. Келдыш, А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев и другие обеспечили создание реактивной авиации и ракетной техники. СССР стал первой космической сверхдержавой: запуск первого в мире космического искусственного спутника Земли состоялся в 1957 году, первый космический полет человека в космос — в 1961 году. Одновременно с созданием ядерного оружия начались работы по мирному использованию ядерной энергии. Д.И. Блохинцев, Н.А. Доллежаль, А.И. Лейпунский стали создателями первой АЭС, которая была введена в строй в 1954 г. Появлением лазеров, которые используются сегодня в самых разных отраслях науки и техники, мы обязаны трудам Н.Г. Басова и A.M. Прохорова, которые заложили основы квантовой электроники.
Трудно переоценить вклад в развитие физических наук всемирно известной школы физиков во главе с А.Ш. Иоффе. И.Е. Таммом и А.Д. Сахаровым предложена основополагающая идея удержания плазмы в магнитном поле, в частности, в установках типа "Токамак", в разработке проблемы инерционного термоядерного управляемого синтеза.
Большое развитие получили многие различные направления современной химии и ее приложений. Работами С.В. Лебедева создана первая в мире технология получения синтетического каучука. Труды В.А. Каргина, С.С. Медведева, Н.С. Ениколопова, В.Н. Цветкова по химии и физике полимеров позволили наладить производство синтетических материалов.
Среди достижений, определивших прогресс биологии, нельзя не отметить открытие Н.И. Вавиловым закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, труды Н.К. Кольцова о структуре гена, пионерские исследования А.Н. Белозерского по нуклеиновым кислотам, геносистематике.
В 50-70-х годах наши ученые успешно участвовали в решении проблем, имеющих глобальное значение. Среди них - создание вакцины против полиомиелита, позволившей практически искоренить эту страшную детскую болезнь. Общеизвестны успехи в области космической физиологии.
С 60-х годов огромный размах получили исследования, направленные на теоретическое обоснование поиска новых источников минеральных ресурсов и их освоение: открыты гигантские запасы железных руд на Урале и в районе Курской магнитной аномалии, уникальные месторождения апатитов на Кольском полуострове, алмазов в Сибири, золота на Северо-Востоке страны.
Современный этап
Несмотря на распад СССР и тяжелый период 1990-х гг., несмотря на тяжелейшие политические, экономические, социальные, психологические проблемы в стране, Академия наук сохранила свое единство, она остается главным научным центром России, одним из ведущих научных центров мировой науки. В настоящее время в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.
Кстати, в советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля, поскольку в 1918 году между 18 и 25 апреля В.И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ».

Открытие Академии наук