Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Магистральный самолет XXI века

 

Предприятие «Авиастар-СП» завершило сборку первого кессона киля для перспективного отечественного авиалайнера ««МС-21»». Комплектующие из композиционных материалов для этого элемента хвостового оперения разработаны и изготовлены в ОНПП «Технология». В ближайшее время кессон направят в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Жуковского (ЦАГИ) для проведения статических испытаний.
Обнинское предприятие в рамках кооперации по созданию авиалайнера ««МС-21»» разработало технологию изготовления деталей кессонов киля и стабилизатора из полимерных композитных материалов, широкое применение которых в конструкции самолета является особенностью данного проекта и в целом, уникально для российского авиастроения.
Отличительной её особенностью стало широкое внедрение автоматизированных операций. В ходе работ в ОНПП «Технология»были изготовлены и поставлены более 4000 стандартных и конструктивно-подобных образцов и фрагментов хвостового оперения.
Возможностями создания крупногабаритных изделий из полимерных композитных материалов обладают всего несколько стран в мире и организация такого производства в России уникальна. Это подтвердил успех продемонстрированной на парижской выставке «JEC Composite Show-2014» семиметровой панели кессона киля, созданной предприятием для «МС-21».
Еще одним проектом ОНПП «Технология» в рамках кооперации по созданию авиалайнера являются разработка и выпуск композитных агрегатов для мотогондол авиационного двигателя «ПД-14», предполагаемого к установке на магистральный самолет.
История создания «магистрального самолета XXI века»
Самолет нового поколения «МС-21» – один из важнейших проектов в сегменте российской гражданской авиации. 
Разработка «МС-21» производится в соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники РФ на 2002–2010 и на период до 2015 года. Совокупный объем инвестиций по программе составляет 137 млрд рублей, в том числе ОКР – 97 млрд рублей, техническое перевооружение – 40 млрд рублей.
В кооперации по проектированию самолета помимо Инженерного центра им.А.С.Яковлева – основного конструкторского подразделения «Иркута» – принимают участие специалисты КБ ИАЗ, ОАО «Туполев», ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», ТАНТК им. Бериева, ЗАО «Аэрокомпозит» и других компаний. Множество предприятий будет задействовано и в производственной цепочке: ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «ВАСО», НПО «Технология» и другие отечественные и зарубежные компании. 
Предварительные испытания воздухозаборников для двигателей самолета, в ходе которых были определены ежимы безопасной эксплуатации самолета, состоялись в ЦАГИ в 2010 году.
В 2012 году предприятие «Иркут» подписало соглашение с Pratt & Whitney о том, что новые самолеты будут предлагаться заказчикам с двигателями  PW1400G, а для государственных заказчиков — Министерств обороны и внутренних дел Российской Федерации, МЧС РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ — будут поставляться с двигателями ПД-14.
Сборка первых опытных образцов «МС-21»-300 началась в феврале, а первый этап испытаний завершился в ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского в июле 2014 года. Сертификация самолета и ввод в эксплуатацию первых экземпляров планируются на 2016 год. Начало серийного производства, при запуске которого самолет получит наименование Як-242, ожидается в 2017 году. 
Программа «МС-21» реализуется в новой проектно-технологической среде, на основе цифровых технологий. Впервые в отечественном авиастроении будет реализована идея полностью автоматической линии, обеспечивающей производство самолетов «МС-21» в объеме 60 единиц в год. Так, компании DURR Systems GmbH Aircraft and Technology Systems построит для завода новейшую линию сборки для производства самолетов «МС-21», в результате чего будет выполнена перепланировка и полная реконструкция цехов, установлено новое оборудование, внедрены современные технологии.
В модернизацию завода вложено 10,8 млрд. рублей. Уже внедрены цифровые методы проектирования и подготовки производства. Полным ходом идет обновление станочного парка, лабораторий и испытательной базы. Технологическое перевооружение осуществляется уже с учетом планового выпуска более 84 самолетов «МС-21» в год. 
В соответствии с бизнес-планом, предполагается выпустить 1200 самолетов, в том числе 30% из них для российского рынка. При этом «МС-21» должен занять не менее 10% рынка в своем сегменте. Как сказал президент ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Иннокентьевич Федоров, «рынок устал от дуополии Боинга и Эйрбаса». Заинтересованность в самолете проявила крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы Ryanair, уже есть контракты на поставку в общей сложности 190 самолетов российским и зарубежным компаниям.
Характеристики и особенности «МС-21»
Иркут «МС-21», или «магистральный самолет XXI века» — российский проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета, который должен составить конкуренцию китайскому СОМАС С919. 
По сравнению с нынешними самолетами в данном классе, авиалайнеры «МС-21» обеспечат сокращение непосредственных операционных расходов на 12—15%. Самолеты семейства будут иметь расширенные операционные возможности, отвечать перспективным требованиям по воздействию на окружающую среду, обеспечивать повышенный уровень комфорта. 
Самолеты семейства «МС-21» будут поставляться в варианте со 180 посадочными местами («МС-21»-300), а не 150, как планировалось ранее («МС-21»-200), поскольку 70–80 % заявок приходит на вариант с вместимостью 180 пассажиров. Предусмотрены версии «МС-21» с обычной (3500 км), увеличенной дальностью полета (5000 км), а в будущем могут появиться дальнемагистральные версии самолетов с дальностью до 7000 км.
Особенности «МС-21»
Улучшенная аэродинамика
Большой объем багажного отсека
Базирование в 95% аэропортов России за счет опциональной тележки шасси
Два типа двигателей нового поколения с увеличенной степенью двухконтурности
Электродистанционная система управления Fly-by-Wire, а не механическая
Применение композиционных и других современных материалов
Гибкость компоновки для различных перевозчиков (традиционных, чартерных и т.п)
«Дружелюбность» к окружающей среде

 

Предприятие «Авиастар-СП» завершило сборку первого кессона киля для перспективного отечественного авиалайнера ««МС-21»». Комплектующие из композиционных материалов для этого элемента хвостового оперения разработаны и изготовлены в Обнинском научно-техническом предприятии «Технология». В ближайшее время кессон направят в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Жуковского (ЦАГИ) для проведения статических испытаний.

Обнинское предприятие в рамках кооперации по созданию авиалайнера ««МС-21»» разработало технологию изготовления деталей кессонов киля и стабилизатора из полимерных композитных материалов, широкое применение которых в конструкции самолета является особенностью данного проекта и в целом, уникально для российского авиастроения.

Отличительной её особенностью стало широкое внедрение автоматизированных операций. В ходе работ в ОНПП «Технология»были изготовлены и поставлены более 4000 стандартных и конструктивно-подобных образцов и фрагментов хвостового оперения.

Возможностями создания крупногабаритных изделий из полимерных композитных материалов обладают всего несколько стран в мире и организация такого производства в России уникальна. Это подтвердил успех продемонстрированной на парижской выставке «JEC Composite Show-2014» семиметровой панели кессона киля, созданной предприятием для «МС-21».

Еще одним проектом ОНПП «Технология» в рамках кооперации по созданию авиалайнера являются разработка и выпуск композитных агрегатов для мотогондол авиационного двигателя «ПД-14», предполагаемого к установке на магистральный самолет.

История создания «магистрального самолета XXI века»

Самолет нового поколения «МС-21» – один из важнейших проектов в сегменте российской гражданской авиации. 

Разработка «МС-21» производится в соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники РФ на 2002–2010 и на период до 2015 года. Совокупный объем инвестиций по программе составляет 137 млрд рублей, в том числе ОКР – 97 млрд рублей, техническое перевооружение – 40 млрд рублей.

В кооперации по проектированию самолета помимо Инженерного центра им.А.С.Яковлева – основного конструкторского подразделения «Иркута» – принимают участие специалисты КБ ИАЗ, ОАО «Туполев», ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», ТАНТК им. Бериева, ЗАО «Аэрокомпозит» и других компаний. Множество предприятий будет задействовано и в производственной цепочке: ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «ВАСО», НПО «Технология» и другие отечественные и зарубежные компании. 

Предварительные испытания воздухозаборников для двигателей самолета, в ходе которых были определены ежимы безопасной эксплуатации самолета, состоялись в ЦАГИ в 2010 году.

В 2012 году предприятие «Иркут» подписало соглашение с Pratt & Whitney о том, что новые самолеты будут предлагаться заказчикам с двигателями  PW1400G, а для государственных заказчиков — Министерств обороны и внутренних дел Российской Федерации, МЧС РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ — будут поставляться с двигателями ПД-14.

Сборка первых опытных образцов «МС-21»-300 началась в феврале, а первый этап испытаний завершился в ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского в июле 2014 года. Сертификация самолета и ввод в эксплуатацию первых экземпляров планируются на 2016 год. Начало серийного производства, при запуске которого самолет получит наименование Як-242, ожидается в 2017 году. 

Программа «МС-21» реализуется в новой проектно-технологической среде, на основе цифровых технологий. Впервые в отечественном авиастроении будет реализована идея полностью автоматической линии, обеспечивающей производство самолетов «МС-21» в объеме 60 единиц в год. Так, компании DURR Systems GmbH Aircraft and Technology Systems построит для завода новейшую линию сборки для производства самолетов «МС-21», в результате чего будет выполнена перепланировка и полная реконструкция цехов, установлено новое оборудование, внедрены современные технологии.

В модернизацию завода вложено 10,8 млрд. рублей. Уже внедрены цифровые методы проектирования и подготовки производства. Полным ходом идет обновление станочного парка, лабораторий и испытательной базы. Технологическое перевооружение осуществляется уже с учетом планового выпуска более 84 самолетов «МС-21» в год. 

В соответствии с бизнес-планом, предполагается выпустить 1200 самолетов, в том числе 30% из них для российского рынка. При этом «МС-21» должен занять не менее 10% рынка в своем сегменте. Как сказал президент ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Иннокентьевич Федоров, «рынок устал от дуополии Боинга и Эйрбаса». Заинтересованность в самолете проявила крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы Ryanair, уже есть контракты на поставку в общей сложности 190 самолетов российским и зарубежным компаниям.

Характеристики и особенности «МС-21»

Иркут «МС-21», или «магистральный самолет XXI века» — российский проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета, который должен составить конкуренцию китайскому «СОМАС С919». 

По сравнению с нынешними самолетами в данном классе, авиалайнеры «МС-21» обеспечат сокращение непосредственных операционных расходов на 12—15%. Самолеты семейства будут иметь расширенные операционные возможности, отвечать перспективным требованиям по воздействию на окружающую среду, обеспечивать повышенный уровень комфорта. 

Самолеты семейства «МС-21» будут поставляться в варианте со 180 посадочными местами («МС-21»-300), а не 150, как планировалось ранее («МС-21-200»), поскольку 70–80 % заявок приходит на вариант с вместимостью 180 пассажиров. Предусмотрены версии «МС-21» с обычной (3500 км), увеличенной дальностью полета (5000 км), а в будущем могут появиться дальнемагистральные версии самолетов с дальностью до 7000 км.

Особенности «МС-21»

  • Улучшенная аэродинамика
  • Большой объем багажного отсека
  • Базирование в 95% аэропортов России за счет опциональной тележки шасси
  • Два типа двигателей нового поколения с увеличенной степенью двухконтурности
  • Электродистанционная система управления Fly-by-Wire, а не механическая
  • Применение композиционных и других современных материалов
  • Гибкость компоновки для различных перевозчиков (традиционных, чартерных и т.п)
  • «Дружелюбность» к окружающей среде

 

Читайте также:

В ЦИАМ обсудили проблемы надежности авиационных трансмиссий

Экспериментальная база авиационной отрасли будет модернизирована

ВИАМ подтвердил сертификат производства авиационных материалов