Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Поиск путей научного взаимодействия: ЦАГИ посетила делегация МГУ

Создание уникальных, конкурентоспособных технологий, призванных обеспечить экономическую независимость России, — дело молодых умов. И крайне важно сотрудничество начинающих ученых, ведь именно в совместном общении, своеобразном «мозговом штурме», порой рождаются самые смелые идеи. С этой целью Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») посетила делегация НИИ механики и отделения механики механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Основной задачей встречи, прошедшей в памятную дату — 120-летие со дня рождения советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза В.П. Чкалова (2 февраля), стал обмен опытом, кооперация и вопросы развития совместных исследований и разработок.

В рамках мероприятия состоялся научно-технический семинар. Молодые специалисты ЦАГИ рассказали о перспективных разработках института. Среди них — технологии снижения аэродинамического сопротивления летательных аппаратов, такие как ламинаризация обтекания с использованием отсоса пограничного слоя; методы отработки статической прочности планера магистрального самолета, моделирования динамического нагружения фюзеляжа и др. Научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ», председатель Совета молодых ученых и специалистов ЦАГИ Олег Виноградов познакомил коллег с направлениями общественной молодежной деятельности, которая включает проведение конкурса «Будущее ЦАГИ», фестиваля «Наука и творчество», ежегодного концерта «Крылья науки», кибертурниров и др.

В свою очередь, ученые МГУ имени М.В. Ломоносова выступили с докладами о работах НИИ механики в области аэро- и гидроупругости, аэромеханики и волновой динамики, теплофизики, спортивной аэродинамики. Интересно, что в советские годы в НИИ механики МГУ проводились аэродинамические исследования боба для бобслея, а сегодня осуществляются продувки спортсменов в аэротрубе, моделирующие фазу полета в прыжках на лыжах с трамплина, благодаря чему хорошо развивается мышечная память. Подобные эксперименты осуществлялись и в центре авиационной науки: в прошлом в первой дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ исследовался лыжник-прыгун с трамплина в постромках. Из других незаурядных объектов испытаний — автомобиль «Запорожец», планирующий парашют и др. В ходе дискуссии представители ЦАГИ и МГУ нашли много точек соприкосновения в таких темах, как проблема флаттера различных конструкций, динамический расчет аварийной посадки вертолета на воду и др.

Делегация также посетила экспериментальные установки института: дозвуковую, трансзвуковую и вертикальную аэродинамические трубы, пилотажные стенды — и побывала в Демонстрационном центре.

«Это уже второй визит ребят из МГУ в ЦАГИ. Подобные мероприятия очень важны для обмена опытом, знаниями и развития кооперации между молодыми учеными и специалистами. Ведь здесь, в центре авиационной науки, можно увидеть своими глазами уникальные установки, узнать много важных моментов и получить из первых уст ответы на волнующие вопросы. Совместно с сектором по молодежной политике управления персоналом мы проводим аналогичные встречи и с представителями других вузов и предприятий», — отметил начальник отдела ФАУ «ЦАГИ», руководитель научно-технического направления СМУиС и научно-технической комиссии первичной профсоюзной общественной организации института, кандидат физико-математических наук Иван Амелюшкин.

«Основная задача нашей сегодняшней поездки — познакомиться с ЦАГИ, наладить научное взаимодействие между молодыми учеными. В НИИ механики МГУ также имеется большой комплекс аэро- и гидродинамических установок, уверен, что мы найдем общие интересы по ряду перспективных направлений в области аэродинамики и прочности летательных аппаратов», — сказал ведущий научный сотрудник НИИ механики МГУ, член-корреспондент РАН Андрей Афанасьев.

ЦАГИ и МГУ имени М.В. Ломоносова сотрудничают по ряду научных направлений. В частности, это взаимодействие в рамках деятельности научного центра мирового уровня «Сверхзвук». Осенью прошлого года институт и вуз представили на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ совместную разработку — стенд, демонстрирующий особенности системы управления сверхзвукового пассажирского самолета и его «темной» (без остекления) кабины.