Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Ученые ЦАГИ приняли участие в XVI Мультиконференции по проблемам управления

Перспективные разработки требуют принципиально новых подходов к процессам управления. Обсудить актуальные достижения в этом направлении призвана XVI Мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023), одним из организаторов которой выступил НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». В мероприятии приняли участие руководство и ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Работа МКПУ-2023 проходила на площадке Волгоградского государственного технического университета с 11 по 15 сентября.

В состав Президиума мультиконференции традиционно вошли генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало и научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице-президент РАН, академик РАН Сергей Чернышев. Программа мероприятия охватила четыре ключевых направления: робототехника и мехатроника, управление в распределенных и сетевых системах, перспективных наземных транспортных, а также аэрокосмических системах. Обсуждение каждой темы проводилось в формате отдельных конференций.

На площадке МКПУ-2023 состоялось выступление Кирилла Сыпало с пленарным докладом «Интеллектуализация комплексных систем управления (КСУ) самолетов. Функции, методы, моделирование», в котором были представлены результаты работ ЦАГИ и научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»), координатором консорциума которого является институт. Руководитель НЦМУ «Сверхзвук» Кирилл Сыпало рассказал об основных направлениях работ ЦАГИ в области КСУ. В частности, это исследования, направленные на повышение устойчивости и управляемости летательного аппарата, безопасности полета, внедрение искусственного интеллекта и т.д. «Современной тенденцией развития комплексных систем управления является резкое увеличение объема и сложности выполняемых функций, интеграция функций ручного, автоматического управления, повышение интеллектуальности. Все большее внедрение получают интеллектуальные методы, в том числе — при разработке систем поддержки экипажа, моделировании динамики полета посредством нейронных сетей. Эти подходы изучаются нами в рамках исследований в интересах разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения — цели НЦМУ «Сверхзвук», — отметил Кирилл Сыпало.

Основной площадкой для работы ЦАГИ на МКПУ-2023 стала локальная конференция «Управление аэрокосмическими системами» (УАКС-2023), в программный комитет которой вошли Кирилл Сыпало и начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Сергей Баженов. В рамках УАКС-2023 была организована секция «Алгоритмы и системы управления полетом сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС)», которая охватила основные результаты работы консорциума НЦМУ «Сверхзвук». Сергей Баженов выступил с докладом, в котором были представлены функции и алгоритмы комплексной системы управления, обеспечивающие хорошие характеристики СПС в боковом движении.

На секции, посвященной работам НЦМУ «Сверхзвук», ученые ЦАГИ также рассказали об исследованиях интеллектуальной системы поддержки экипажа с использованием широко востребованных сегодня технологий машинного обучения. Такой подход позволяет распознавать признаки сложных физических явлений, таких как сваливание, и извлекать полезную информацию на основе данных, содержащихся во временных рядах параметров движения летательного аппарата.

Другая тема, представленная молодым специалистом Анастасией Тимофеевой и отмеченная руководством локальной конференции, — усовершенствование законов управления системой приводов пассажирского самолета, что позволяет снизить требования к потребляемой мощности и весу приводов при том же уровне аэродинамических нагрузок, действующих на органы управления.