Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Впервые в городе первых

В этом году первому наукограду России Обнинску исполнилось 65 лет. Не каждый город с вековой историей может похвастаться таким количеством научных открытий, которые были сделаны в Обнинске. Здесь введена в строй первая в мире атомная электростанция, созданы ядерные реакторы для подводных лодок и космической техники, впервые в стране мирный атом применен в медицине. Государственный научный центр РФ ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (входит в Ростех) также внес свой вклад в копилку достижений Обнинска, имеющих статус «впервые в мире», «впервые в стране».

Крупногабаритные конструкции из полимерных композиционных материалов

На ОНПП «Технология» впервые в стране были разработаны и внедрены технологии безавтоклавного формования изделий из полимерных композиционных материалов. Инновационные решения были реализованы в работе над многоразовым пилотируемым космическим кораблем «Буран». Сегодня технологии безавтоклавного формования применяются на предприятии при изготовлении крупногабаритных корпусов головных обтекателей ракет-носителей «Протон-М», «Ангара». С корпусами и конструкциями из полимерных композиционных материалов ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина состоялось более 100 пусков ракет-носителей. Также впервые в России обнинское предприятие начало использовать технологии автоматизированной выкладки препрегом изделий из полимерных композиционных материалов для авиационной техники.  Они были применены при изготовлении крыла обратной стреловидности самолета Су-47 «Беркут». Сейчас с помощью автоматизированной выкладки серийно изготавливаются семиметровые углепластиковые конструкции хвостового оперения авиалайнера МС-21.

«Шуба» для космической техники

Неповторимый элегантный чёрно-белый силуэт многоразового пилотируемого космического корабля «Буран» создает уникальное термостойкое покрытие, обеспечивающее прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы. Это так называемая «шуба» – 38 800 керамических плиток, выдерживающих нагрев до 1500 градусов. Она была выпущена на «Технологии». Благодаря использованию супертонкого кварцевого волокна теплозащита является легкой и прочной. Для защиты плиток от эрозии, проникновения влаги, высокой температуры применялось специально разработанное наружное покрытие из высококремнеземистых стеклопорошков. Сегодня этот материал используется в «черных ящиках» - бортовых самописцах самолетов, сберегающих записи параметров работы техники и переговоров экипажа в случае катастрофы, современных ракетных и самолетных двигателях.

Ультралегкий каркас солнечных батарей

Не имеет аналогов в мире. Благодаря использованию композитных материалов и уникальных технологий изготовления конструкция является самой легкой в мире по удельной массе. «Технология» стала первой в стране применять уникальные научно-технические решения в этой сфере. Сейчас на орбите работают космические аппараты с четвертым поколением композитных каркасов для солнечных батарей. Квадратный метр данной конструкции весит всего около 400 гр – параметр, превзойти который пока никто не смог. Благодаря таким характеристикам повышается эффективность эксплуатации космической техники.

Керамические обтекатели для управляемых ракет

Впервые в стране обоснована целесообразность, разработана технология и начат серийный выпуск радиопрозрачных корпусов из кварцевой керамики для высокоскоростных летательных аппаратов. На сегодняшний день ракетами с обтекателями ОНПП «Технология» оснащены отечественные зенитно-ракетные комплексы нового поколения, уникальные ракетные комплексы военно-морского флота и военно-космических сил.

Размеростабильные конструкции из полимерных композиционных материалов  

Выпускать изделия из композитов, в полной мере соответствующие заявленным требованиям, работающие в экстремальных условиях, могут не все предприятия. «Технология» оказалась единственным научным центром в мире, взявшимся за проект создания размеростабильной конструкции для детектора переходного излучения «Atlas» большого адронного коллайдера. Датчик, установленный на изготовленную предприятием опору, в итоге, зафиксировал бозон Хиггса, а обнинское НПП удостоилось благодарности Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) за достигнутые результаты. Впоследствии полученный опыт производства размеростабильных конструкций был реализован при создании тубуса телескопа, которым оснащен космический аппарат «Спектр-РГ» и другие.

Панели терморегулирования из полимерных композиционных матераилов

Более 20 лет назад на ОНПП «Технология» создали панели терморегулирования для космической техники, способные функционировать в негерметичных условиях. Это давало возможность минимизировать риски выхода из строя космической техники из-за разгерметизации системы, повысить ее надежность и эффективность. Тогда впервые в России была применена технология изготовления пятислойной конструкции из композиционных материалов с двухъярусным расположением тепловых труб. А сейчас в конструкции вместо алюминиевой обшивки применяется сверхтеплопроводный углепластик, что позволяет еще на четверть снижать ее вес. Благодаря уникальным инженерным решениям собственной разработки панели терморегулирования интегрируются в корпус спутника еще на этапе изготовления, образуя силовую конструкцию. Такой высокотехнологичной продукцией оснащены 62 космических аппарата, в том числе, 13 зарубежных.

Стекло как броня

Еще одна известная разработка ОНПП «Технология» – саркофаг В.И. Ленина. Визуально это изделие известно сотням миллионов людей в мире. Учеными предприятия была разработана уникальная технология, благодаря которой саркофаг устоит перед выстрелом из огнестрельного оружия и даже выдержит взрыв небольшой мощности. При этом видеть тело вождя без искажений можно независимо от ракурса обзора. За разработку коллектив был удостоен Ленинской премии. Кроме того, разработка легла в основу проектов по созданию высокопрочных термостойких радиационно–оптически устойчивых стекол для остекления кабины экипажа орбитального корабля «Буран», сверхпрочного остекления глубоководного аппарата «Мир». По этому направлению предприятием получено более 250 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Впоследствии данные наработки нашли применение и в других сферах – авиации, судостроении, железнодорожном машиностроении. Высокопрочное электрообогреваемое остекление производства ОНПП «Технология» устанавливается практически на все отечественные локомотивы, обеспечивая комфорт и безопасность экипажа.

Первое серийное производство звукопоглощающих панелей для авиадвигателей

Эта продукция позволила эксплуатантам отечественных воздушных судов спокойно

чувствовать себя на международных авиалиниях. Ведь несоответствие уровня шума советских, а потом и российских авиалайнеров, мировым стандартам было одним из основных препятствий для осуществления международных авиаперевозок. Обнинское предприятие разработало технологию изготовления и организовала серийное производство композитных звукопоглощающих конструкций резонансного типа для силовых установок самолетов, соответствующих требованиям международного аэрокосмического стандарта AS/EN 9100. Эти панели устанавливаются в мотогондоле авиационных двигателей и служат своеобразной оболочкой турбины. Звуковые волны от работающего двигателя, проходя через перфорированную сэндвичевую конструкцию, в которой место и угол наклона каждого из нескольких тысяч отверстий математически рассчитаны, рассеиваются, перенаправляются и частично «взаимоуничтожаются».  Сегодня эти конструкции используются в авиадвигателях SaM-146 для SSJ-100 и ПД-14 для МС-21. 

Птицестойкое авиационное остекление из поликарбоната

Эпоха великих открытий для ОНПП «Технология» не заканчивается никогда. Примером может служить создание авиационного остекления из оптического поликарбоната (материала нового поколения с ударной вязкостью более чем в 100 раз превышающей алогичный показатель силикатного стекла, значительно легкого). Коллектив ученых «Технологии» разработал и запатентовал способ, позволивший создавать авиационное остекление без потери оптических качеств. Также было разработано и нанесено на остекление металлооптическое покрытие, защищающее пилотов современных истребителей от воздействия различных негативных факторов, вплоть до светового излучения ядерного взрыва. Повторить в России эту разработку пока не смог никто. Фонарь кабины пилота истребителя Су-57 изготовлен именно по этой технологии. Коллектив разработчиков птицестойкого авиационного остекления из поликарбоната удостоен премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.