Разработка ученых поможет в диагностике сердечно-сосудистых заболеваний и нарушений обмена веществ

Открытие может использоваться для своевременной диагностики нарушений обмена веществ и сердечно-сосудистых заболеваний, которые часто развиваются у людей с лишним весом. Опрошенные медики уверены, что работа ученых имеет важное практическое значение, так как подобные нарушения легче скорректировать в начале заболевания, нежели бороться с его тяжелыми последствиями. Кроме этого, исследование позволит в будущем создавать новые виды лекарств.

Все покажет холестерин

Ожирение - одно из самых распространенных заболеваний на Земле. По данным ВОЗ, им страдает около 20% европейцев. Согласно прогнозам, к 2030 году 60% населения мира будет иметь избыточный вес либо ожирение. Опасность этого заболевания заключается в большом количестве осложнений, к которым оно приводит. Чаще всего это болезни сердечно-сосудистой системы и сахарный диабет. Обычно развитию этих заболеваний предшествует так называемый метаболический синдром, который возникает при ожирении и сопровождается нарушениями липидного и углеводного обмена.

– Эта тема очень актуальна, - рассказала Валентина Мирошникова, старший научный сотрудник НИЦ "Курчатовский институт" – ПИЯФ. – Мы имели возможность изучить особенности транспорта холестерина у пациентов с ожирением. Чрезмерные жировые отложения - распространенная патология в нашей стране. Она заинтересовала нас прежде всего потому, что ожирение приводит к развитию комплекса нарушений обмена веществ, который называют метаболическим синдромом. Это серьезный фактор риска развития сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Открытие генетического механизма, который сопутствует развитию метаболического синдрома, стало результатом многолетней работы лаборатории молекулярной генетики человека НИЦ "Курчатовский институт". Специалисты детально изучили молекулярные основы обмена холестерина в организме и его генетической регуляции. Нарушения метаболизма холестерина приводят к развитию дислипидемии (аномальное изменение уровня липидов), которая часто обнаруживается у людей с ожирением. Ученые получили возможность изучить генетические факторы обмена холестерина в жировой ткани пациенток, проходивших лечение в клинике Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика Павлова.

Ученым НИЦ "Курчатовский институт" – ПИЯФ удалось выявить особенности экспрессии генов (то есть, процесса преобразования ДНК в РНК), отвечающих за удаление избыточного холестерина из клеток и тканей организма. По изменениям экспрессии уже на ранних стадиях можно судить о возможном развитии метаболического синдрома у людей с лишним весом и ожирением. В исследовании приняли участие 62 пациентки, у которых в ходе плановых операций были взяты образцы висцеральной и подкожной жировых тканей. У 36 из них был диагностирован метаболический синдром.

Далее планируется продолжать исследования особенностей транспорта холестерина у пациентов с разной степенью ожирения, чтобы уточнить генетические факторы развития других патологий. Также глубокое понимание процессов обмена холестерина в организме позволит в будущем создать новые виды лекарств от сердечно-сосудистых заболеваний.