Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦИАМ разработал методические рекомендации по предотвращению опасных последствий при разрушении двигателя

Специалисты исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») разработали методические рекомендации по предотвращению опасных последствий при разрушении, рассоединении или смещении валов компрессора, вентилятора или турбины.

Документ был представлен на расширенном научно-техническом совещании в ЦИАМ с участием предприятий отрасли — АО «ОДК-Авиадвигатель», «ОДК-УМПО», «ОДК-Климов», АО «УЗГА» и др., а также участвующих в процессе сертификации двигателей гражданской авиации «Русского регистра» и ГосНИИГА. Мероприятие прошло с использованием формата видеоконференции. С обзором разработанных методических рекомендаций и пояснениями к ним выступил заместитель генерального директора, директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» Юрий Ножницкий.

Разрушение вала является одним из самых опасных отказов двигателя. Из-за стремительности процесса раскрутки и разрушения ротора турбины летчик порой не успевает среагировать, что может привести к авиакатастрофе. В представленном на НТС проекте документа обобщен российский, европейский и американский опыт предотвращения опасных отказов.

Обсуждавшийся документ вызвал большой интерес.

— На НТС было предложено выпустить разработанные методические рекомендации в качестве официального документа ЦИАМ, который будет разослан на предприятия для использования в работе, — отмечает Юрий Ножницкий.

Он отметил, что проект разработанного Институтом циркуляра носит рекомендательный характер, однако ляжет в основу при определении соответствия авиадвигателей сертификационным нормам (требованиям к летной годности).

— Система нормативных технических документов, на основании которых осуществляется сертификация авиационной техники, меняется, — поясняет руководитель исследовательского центра. — Однако пока нет решения о формате документов. Минпромторгом и Минтрансом России была создана Межведомственная комиссия по нормативному правовому регулированию в области летной годности и сертификации авиационной техники (МВК). В рамках работы одной из групп, которую возглавил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин, были разработаны методические рекомендации, одна из которых и была рассмотрена на НТС.

Соответствующие требования предъявляются и к двигателям государственной авиации, однако и в системе нормативных технических документов для государственной авиации подобные документы отсутствуют.

По итогам научно-технического совещания предложение выпустить методические рекомендации в виде официального документа ЦИАМ и разослать на предприятия было поддержано.