Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Семинар IFAR

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в работе семинара по устойчивому развитию авиации (Sustainable aviation workshop) Международного форума по авиационным исследованиям — IFAR (International Forum for Aviation Research), состоявшего из пяти сессий. Первая из них, «Летательные аппараты (ЛА) и двигатели», прошла в начале марта.

Модератором онлайн-сессии и одним из докладчиков выступил начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ», кандидат технических наук Виталий Губский. Он представил рабочей группе IFAR «Устойчивая авиация» (Sustainable Aviation) доклад о достижениях ученых института в области создания экологически чистого авиатранспорта. Работа ведется по программам развития региональной, магистральной и транспортной авиации.

«Мы поделились с зарубежными коллегами опытом разработки компоновок легкого конвертируемого самолета, тяжелого экраноплана, предназначенного для контейнерных перевозок, магистральных ЛА с верхним расположением криогенного бака, региональных многовинтовых воздушных судов и др. Также одной из тем обсуждения было применение альтернативных видов топлива. Отмечу, что в прошлом году стартовали совместные проекты FUTPRINT50 (Силовые установки будущего и их интеграция: путь к созданию 50-местного регионального самолета) и IMOTHEP (Исследования и развитие технологий для гибридных электрических силовых установок), в которых ЦАГИ уже принимает участие. Надеюсь, что наши идеи вызовут интерес у иностранных партнеров и, возможно, будут реализованы в совместных проектах», — сказал Виталий Губский.

Наряду с ЦАГИ в семинаре приняли участие представители таких организаций — членов IFAR, как CIRA (Итальянский центр аэрокосмических исследований), INTA (Испанский национальный институт аэрокосмической техники), NASA (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США), NLR (Королевский нидерландский аэрокосмический центр), ONERA (Французский центр аэрокосмических исследований), DLR (Германский центр авиации и космонавтики), NRC (Национальный научно-исследовательский совет Канады), JAXA (Японское агентство аэрокосмических исследований) и др.

Иностранные специалисты рассказали о направлениях работы по европейским программам Clean Sky 2, Horizon 2020, в частности, о ходе выполнения проектов по созданию демонстратора технологий композитного крыла, адаптивных лопастей для вертолета, оценке качества воздуха и воздействия на здоровье людей вблизи аэропортов, организации воздушного движения и др.

В рамках семинара работали сессии «Экологичное авиационное топливо и выбросы загрязняющих веществ», «Организация воздушного движения (ОрВД)», «Электрификация», «Сертификация». На них были представлены проекты по созданию технологий снижения звукового удара от сверхзвукового самолета и оценке уровня шума при преодолении звукового барьера, разработке гибридных и электрических силовых установок, систем управления пограничным слоем, использованию водородных топливных элементов в воздушном транспорте, сертификации передовых композитных конструкций.

Итоги работы семинара подвел на заключительной сессии 12 марта председатель IFAR, научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев, который еще раз подчеркнул важность сотрудничества и обмена информацией по перспективным исследованиям и роль рабочей группы «Устойчивая авиация» в приближении мирового сообщества к созданию экологичного, доступного и быстрого воздушного транспорта.

«Прошедший семинар — это отличная возможность познакомиться с международными проектами, отражающими основные тренды развития мировой науки и самолетостроения. Ведь наша общая цель — создание устойчивого и экологичного транспорта будущего», — отметил С.Л. Чернышев.

IFAR (International Forum for Aviation Research — Международный форум по авиационным исследованиям) образован в 2008 году. Форум является единственным в мире добровольным объединением национальных авиационных научных учреждений с целью обсуждения основных направлений развития науки и технологий для обеспечения прогресса в авиастроении. Его членами являются 26 научно-исследовательских организаций со всего мира, в которых трудятся порядка 35 тысяч ученых. Россию в IFAR представляет ЦАГИ. В сентябре 2019 года на Десятом Саммите форума его председателем на два года был избран научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев.