Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦАГИ провел 11-й ежегодный научно-технический семинар по перспективным авиационным конструкциям гражданских самолетов

Использование композитных материалов, активно внедряемых в авиационной отрасли в последние годы, приводит к значительному пересмотру подходов к проектированию конструкций летательных аппаратов. Эффективное применение композитов в ответственных элементах планера, таких как крыло и фюзеляж, является крайне сложной задачей, требующей формирования новых идей и подходов, использования инновационных технических и технологических решений. Этим вопросам был посвящен 11-й семинар «Перспективные авиационные конструкции гражданских самолетов», прошедший в Технопарке ЦАГИ в середине сентября.

Основная тема мероприятия — перспективные авиационные конструкции с композитными обшивками нового поколения, которые разрабатываются ЦАГИ и соисполнителями в рамках грантов РФФИ, а также государственных контрактов с Минобрнауки России и Минпромторгом России.

Заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник комплекса прочности летательных аппаратов Михаил Зиченков в своем сообщении остановился на целях и задачах в сфере перспективных авиаконструкций, а также исследованиях ЦАГИ в данной области. В качестве приоритетных им были названы исследования по новым гибридным конструкциям, использующим мониторинг технического состояния и активные системы, новые методы проектирования на основе многодисциплинарного подхода и топологической оптимизации.

Руководитель лаборатории прочности перспективных авиаконструкций ФГУП «ЦАГИ» Александр Шаныгин в своем докладе обосновал основные принципы создания бионических конструкций на основе каркаса («скелета») и гибких обшивок. В подобных конструкциях биологический «скелет» воспринимает основные механические нагрузки, тогда как эластичная оболочка обеспечивает его защиту от факторов внешней среды и выполняет ряд важных вспомогательных функций. Такая конструкция позволяет преодолеть характерные для современных композитов недостатки, в частности, их низкую ударостойкость.

Также в рамках пленарного заседания доклад по перспективным самолетам гражданской авиации сделал начальник отделения НИО-6 ЦАГИ Вячеслав Кажан. Начальник НТЦ НПК развития производственной и экспериментальной базы ЦАГИ Владимир Вермель рассказал об использовании нано-клеевых соединений в композитной авиационной конструкции.

Участники мероприятия обсудили возможные пути сотрудничества, а также подходы, позволяющие совместными усилиями специалистов разных организаций продвинуться в решении задачи создания нового поколения легких и надежных авиаконструкций.

Семинар организован лабораторией прочности перспективных авиационных конструкций научно-исследовательского комплекса прочности летательных аппаратов ФГУП «ЦАГИ». Его участниками стали свыше 60 представителей ведущих российских промышленных, научных и образовательных организаций авиационной отрасли, таких как АО «ЦНИИСМ», ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», АО «УЗГА», ПАО «Туполев», АО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», филиал ПАО «Корпорация «Иркут» — «Региональные самолеты», РГУ им. А.Н. Косыгина, МФТИ (НИУ), МАИ (НИУ), АО «НПО «Ритм», СПбПУ, ЮУрГУ (НИУ) и др.