Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

12.08.2020

ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» принимает участие в международном проекте «Инженеры Победы»

В рамках проекта на портале Национальной электронной библиотеки создан раздел, на котором размещаются истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу во время Великой Отечественной войны.

ФГУП «НАМИ» принимает участие в проекте «Инженеры Победы», который организует международный фестиваль «От Винта!» (действует под эгидой Минпромторга России). В рамках проекта на портале Национальной электронной библиотеки создан раздел, на котором размещаются истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу во время Великой Отечественной войны.

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» с момента создания в виде Научной автомобильной лаборатории (затем - Научно-исследовательский автотракторный институт, НАТИ) занимался проектированием и внедрением разработок в области автомобилестроения и двигателестроения, в том числе авиационного и тракторного.

С 1 июля 1941 года коллектив опытного завода НИИ начал осваивать первую военную продукцию – одну из частей снаряда для «Катюши». К концу августа 1941 здесь выпускались уже сотни снарядов. Группа инженеров института, командированная на завод «Компрессор», участвовала в создании и испытании образцов пусковых установок «Катюш» на автомобилях и тракторах.

В то же время группа конструкторов была направлена для подготовки производства вездеходов конструкции НАТИ на автозаводы ЗИС и ГАЗ. В июле 1941 года коллектив тракторного отдела приступил к созданию новой конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ, принятого к серийному производству на Харьковском тракторном заводе, перебазированном на Алтай. В 1941 году в НАТИ были разработаны чертежи, а также схема бронирования мотоцикла М-72. Тогда же опытный завод практически полностью перешел на выпуск военной продукции - корпусов ручных гранат Ф-1.

В середине июля были определены основные задачи института по экономии жидкого топлива для армии и переводе автомобильного транспорта и тракторного парка народного хозяйства на газ, уголь и дрова. Разработанные к тому времени газогенераторные установки и газобаллонная аппаратура были приняты автомобильной и тракторной промышленностью к серийному производству.

В связи с приближением противника, институт был эвакуирован в Мелекесс (ныне – Димитровград Ульяновской области). Здесь, в неприспособленных для этого условиях, были созданы литейный и механический цеха, налажено производство корпусов 76-миллиметровых снарядов. Одновременно на площадях опытного завода НАТИ в Москве были организованы мастерские по ремонту танков, автомобилей и тракторов.

В феврале 1942 года институту было поручено особо важное задание – организация восстановления и использования трофейной немецкой техники. В апреле-июне 1942 большинство сотрудников института вместе с оборудованием были возвращены в Москву, после чего НАТИ было дано новое задание – освоение производства мин М-82. Для этих целей в институте разработали новый метод литья в кокиль без последующего отжига. Его массовое внедрение по всей стране дало значительную экономию ресурсов, за что его создатели, инженеры НАТИ Борис Гостев и Павел Степин, были удостоены Сталинской премии. В конце 1943 года институт был освобожден от выпуска военной продукции и вернулся к прежней работе по автотракторостроению – в частности, занялся разработкой нового дизельного трактора КД-35.

Справочно:

Проект «Инженеры Победы» (http://otvinta.rusneb.ru/) реализуется Международным фестивалем научно-технического творчества детей и молодежи «От Винта!» (действует под эгидой Министерства промышленности и торговли России) совместно с Национальной электронной библиотекой (оператор - Российская государственная библиотека). В его рамках создан информационный портал, включающий документальные свидетельства о деятельности инженерных и технических специалистов во время Великой Отечественной войны. Сведения принимаются как от юридических, так и от физических лиц.