Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦАГИ принял участие в заседании Рабочей группы Россия–ЕС

Организатором встречи выступил Минпромторг России в лице заместителя директора Департамента авиационной промышленности М.А. Пересадина. Также российскую сторону представляли руководители и специалисты Минобрнауки России, МИД России, НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Координировал обсуждение основных тем руководитель Национальной контактной точки по сотрудничеству Россия—ЕС в области аэронавтики, заместитель генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» по координации международного сотрудничества и взаимодействия с международными организациями, научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев. Российский центр авиационной науки в заседании Рабочей группы представляли директор по международному сотрудничеству ФГУП «ЦАГИ» Софья Блюгер и заместитель директора ЦМС по кооперационному сотрудничеству ФГУП «ЦАГИ» Александр Двойников.

Участниками встречи от Европейской комиссии были: заместитель директора департамента отраслей промышленности с низким уровнем выбросов генерального директората по исследованиям и инновациям ЕК Андреа Джентили (Andrea Gentili), координатор сотрудничества с Россией Ричард Бургер (Richard Burger), координатор международных авиационных исследовательских программ Пабло Перес-Иллана (Pablo Perez-Illana) и др.

В диалоге между представителями российских ведомств и Еврокомиссии обсуждался вопрос реализации и выполнения взаимных договоренностей по действующим и планируемым совместным инициативам в области аэронавтики. Основной темой онлайн-встречи стала реализация флагманских проектов в рамках 8-й Рамочной программы ЕС «Горизонт 2020». Это исследование проблем обледенения в рамках проектов ICE-GENESIS и SENS4ICE, разработка технологий для гибридной электрической силовой установки и ее интеграции — IMOTHEP и FUTPRINT50. Кроме того, партнеры обсудили статус сотрудничества по проекту SAFEMODE и дальнейшее участие отечественных предприятий в его продолжении с окончанием в 2022 году, а также совместные инициативы в области разработки технологий снижения шума и звукового удара сверхзвукового пассажирского самолета (СПС).

«Проблема создания сверхзвукового гражданского транспорта сегодня волнует весь мир. Заручившись поддержкой Минпромторга России, мы проводим большую работу в этом направлении. Специалистами ЦАГИ разработано несколько вариантов проектов демонстратора перспективного лайнера, определен предварительный облик двигателя для сверхзвукового самолета. Ожидается, что в дальнейшем мы получим принципиально новые научно-технические результаты, представленные в виде критических технологий с оценкой их системного уровня готовности», — поделился планами академик РАН Сергей Чернышев.

В ходе дискуссии были затронуты и вопросы экспортного контроля между российскими и европейскими партнерами. Состоялся обмен мнениями по запуску новых международных проектов, решающих стоящие перед человечеством задачи экологических вызовов. Одним из них стал конкурс Green Deal Call европейской программы «Горизонт 2020», в рамках которого российской стороне было предложено участие в совместных исследованиях по борьбе с лесными пожарами. Планируется, что он стартует в сентябре текущего года и станет завершающим в рамках 8-й Рамочной программы.

Флагманские проекты — проекты многостороннего сотрудничества, инициированные Европейской комиссией в рамках 8-й Рамочной программы ЕС «Горизонт 2020» для объединения усилий ведущих стран мира в сфере авиации с целью наиболее эффективного решения приоритетных глобальных задач, стоящих в настоящее время перед авиационной отраслью на мировом уровне. ФГУП «ЦАГИ» участвует в таких флагманских проектах, как ICE-GENESIS (Creating the next generation of 3D simulation means for icing / Создание трехмерных способов моделирования обледенения следующего поколения), SENS4ICE (SENSors and certifiable hybrid architectures for safer aviation in Icing Environment / Датчики и сертифицируемые гибридные архитектуры для повышения безопасности авиации в условиях обледенения), IMOTHEP (Investigation and Maturation of Technologies for Hybrid Electric Propulsion / Исследование и доводка технологии для гибридно-электрической силовой установки), FUTPRINT50 (Future propulsion and integration: towards a hybrid-electric 50-seat regional aircraft ­/ Перспективная силовая установка и ее интеграция для 50-местного регионального самолета), SAFEMODE (Strengthening synergies between aviation and maritime in the area of human factors towards achieving more efficient and resilient mode of transportation / Укрепление взаимодействия между авиационной и морской промышленностью в области человеческого фактора для обеспечения более эффективных и надежных режимов перевозок).