Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

25.06.2020

Крыловский центр разработал первый российский ледокол на СПГ

ЦКБ "Балтсудопроект" (входит в ФГУП "Крыловский государственный научный центр", КГНЦ) разработало по заказу ФГУП "Росморпорт" технический проект ледокола, работающего на двух видах топлива (дизельном и СПГ), мощностью 13 МВт.

В 2020 году ЦКБ "Балтсудопроект", входящее в "Крыловский государственный научный центр" (КГНЦ), завершило разработку технического проекта двухтопливного ледокола проекта 23620. Это первый российский проект ледокола с энергоустановкой, способной работать на сжиженном природном газе (СПГ). 

Проект разработан в рамках исполнения Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который предусматривает строительство двух ледоколов, мощностью около 12-14 МВт ледового класса Icebreaker7 для морского порта Архангельск и морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна. Новые ледоколы необходимы для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов России, а также для замены ледоколов, выработавших срок службы.

По заказу ФГУП "Росморпорт" специалисты ЦКБ "Балтсудопроект" разработали технический проект ледокола, работающего на двух видах топлива (дизельном и СПГ), мощностью 13 МВт, проектный номер 23620. В разработке проекта также принимали участие представители заказчика, потенциального производителя СПГ-оборудования и Российского морского регистра судоходства.

Проект 23620 примечателен тем, что это первый российский ледокол с главной энергоустановкой (ГЭУ), работающей на СПГ. На данный момент единственным действующим в мире ледоколом на СПГ является финский Polaris. Также проект 23620 является первым в мире ледоколом на СПГ с системой динамического позиционирования DYNPOS-2.

Вспомогательный ледокол проекта 23620 предназначен для ледокольного обеспечения зимней навигации, выполнения ледокольных операций на портовых и припортовых акваториях, околки причалов и выполнения вспомогательных операций при швартовке судов. Также ледокол может использоваться для самостоятельной проводки кораблей и судов (караванов судов), в том числе, в летне-осенний период в морях Северо-Ледовитого океана и в устьях рек, буксировки судов и других плавучих сооружений, участия в аварийно-спасательных работах и в оказании помощи судам, терпящим бедствие в ледовых условиях и на чистой воде. Помимо этого, судно может применяться для перевозки грузов, пассажиров и спецперсонала, обеспечения подводно-технических работ с использованием кранового оборудования, малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата и водолазного комплекса, а также участия в операциях по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Судно имеет неограниченный район плавания с обеспечением круглогодичной эксплуатации в Балтийском, Белом, Баренцевом морях и морях Тихоокеанского бассейна. Может эксплуатироваться в морях Северного ледовитого океана в осенне-летний период.

Для обеспечения надёжной работы в различных условиях эксплуатации с резервированием мощностей главная энергоустановка ледокола включает в себя четыре главных дизель-генератора, один стояночный дизель-генератор и один аварийно-стояночный дизель-генератор. Для хранения СПГ в основном корпусе судна предусмотрены две ёмкости типа "С".

Пропульсивный комплекс ледокола проекта 23620 включает в себя две винторулевые колонки типа "Азипод" общей мощностью 13 МВт. В носовой части предусмотрены два подруливающих устройства туннельного типа. Тяговое усилие автоматической двухбарабанной буксирной лебёдки с тросоукладчиком достигает 110 т. В кормовой части расположена грузовая палуба, которой могут размещаться 10- и 20-футовые контейнеры. В носовой части предусмотрена площадка для приёма грузов с вертолётов.

Для улучшения условий обитаемости на судне предусмотрены помещения различного назначения, включая конференц-зал, салон, спортивно-оздоровительный комплекс. Для обеспечения доставки/спасения людей, в том числе в ледовых условиях, на ледоколе предусмотрены судно на воздушной подушке, коллективные комплекты выживания. Также судно оборудовано пневматическим устройством с наклонным скатом и платформой для проведения спасательных операций и подъёма спасаемых людей с воды.

При разработке проекта специалисты ФГУП "Крыловский государственный научный центр" провели на собственной экспериментальной базе полный комплекс модельных испытаний, включая обдув в аэродинамической трубе. Ледокольные характеристики, включая возможность преодолевать сплошной ровный лёд толщиной 1,5 м, подтверждены дублирующими испытаниями ФГБУ "ААНИИ".

Для разработки проектной документации использовалась цифровая модель с высокой степенью детализации. Это позволит сократить сроки и стоимость разработки документации для строительства и сдачи ледокола.
 
Что касается текущей стадии работ, то техпроект прошёл проектную экспертизу АО "ЦНИИМФ", включая расчёт стоимости головного и судов серии. Получены экспертные заключения на соответствие требованиям нормативных документов по охране труда и санитарным правилам, а также положительное заключение об одобрении технического проекта РС.
 
Разработчики проекта 23620 отмечают, что на его базе можно выполнить различные модификации под конкретные требования заказчика. Так, в настоящее время КГНЦ разрабатывает по заказу ФГУП "Росморпорт" модификацию проекта с дополнительными символами в классе судна – "OMBO", "Salvageship", "Oilrecoveryship (>600 С)".

Источник: sudostroenie.info



Смотрите также:

Судостроение

Атомный ледокол «Арктика» дошел до Северного полюса

Специалисты сдаточной команды Крыловского государственного научного центра, совместно с командой Балтийского завода и представители заказчика осуществляют проверку работы атомного ледокола в ледовых условиях.

Судостроение

Ходовые испытания ЛК-60

Универсальный атомный ледокол «Арктика» – первый в серии ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт - отправляется на ходовые испытания. В них примут участие специалисты филиала «ЦНИИ СЭТ» Крыловского научного центра.

Судостроение

Взлетит ли «Сапсан» над водой? Что придет на замену «Метеору»

Концептуальный проект быстроходного катамарана нового поколения, разработанный в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ), одобрили недавно эксперты научно-координационного совета Минпромторга России.