Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Специалисты ЦИАМ изучат особенности нового вида топлива в рамках гранта РФФИ

Эффективность использования нового вида топлива для высокоскоростных воздушно-реактивных двигателей (ВРД) предстоит оценить специалистам Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Исследование проводится в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и рассчитано на три года.

Работа ЦИАМ посвящена борсодержащим топливам — бороводородам (химическим соединениям бора и водорода и их органическим производным). Особенность таких топлив — в их высокой калорийности. По словам разработчиков, при сжигании такого топлива выделяется значительно больше тепла, чем при сжигании углеводородов. При этом полезная работа тепловой машины при использовании бороводородного топлива может вырасти более чем в полтора раза.

Специалисты утверждают, что бороводороды также обладают высокой химической активностью: они легко вступают в реакцию со многими соединениями.

На воздухе они воспламеняются существенно быстрее углеводородов, что делает особо актуальным их использование при организации горения в сверхзвуковом воздушном потоке.

В рамках работы специалистам ЦИАМ предстоит разработать подробные реакционные механизмы, описывающие процессы воспламенения и горения бороводородов в смесях с воздухом. Пока хорошо изучены только механизмы горения углеводородов, которые существенно отличаются от механизмов горения бороводородов. Тем не менее, первые шаги к «взаимопониманию» с бороводородами уже сделаны.

Часть исследовательского проекта будет посвящена имитационному моделированию горения бороводородов в дозвуковых и сверхзвуковых воздушных потоках. Решение этой задачи позволит специалистам ЦИАМ ответить на вопрос, насколько эффективен такой вид топлива, а также как сделать его менее токсичным.

— Если мы докажем перспективность этого направления, то полученные в нашей работе результаты послужат заделом для будущих исследований, — резюмировали разработчики.