Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ВИАМ в годы войны: Все для фронта, все для победы!

Первые месяцы Великой Отечественной войны показали, что лакокрасочные покрытия на основе эфиров нитроцеллюлозы, применяемые для защиты деревянных конструкций и особенно тканевых обшивок истребителей и штурмовиков И-16, Ил-2, Ла-3, Як-3, подвержены возгоранию при поражении зажигательными пулями. Необходимо было срочно найти средство снижения горючести деревянных деталей и, в первую очередь, тканевых обшивок.

Не менее важной задачей военного времени стало создание широкой номенклатуры лакокрасочных покрытий, не только защищающих деревянные и тканевые обшивки от увлажнения и гниения, но и обеспечивающих высокие аэродинамические качества самолетов и их маскировку на местности. С наступлением зимы самолеты, имевшие цветной камуфляж, легко обнаруживались как на заснеженных аэродромах, так и в воздушном бою. Необходимо было срочно получить краску белого цвета для маскировки самолетов на фоне снежного покрова. При этом она должна была наноситься и высыхать при минусовых температурах, а удаляться без применения смывок, содержащих органические растворители, поскольку в этом случае разрушалось бы основное лакокрасочное покрытие самолета.

Истребитель И-16 с полотняной обшивкой крыла и элементов управления с многослойным покрытием авиационным лаком

 В результате исследований, проведенных в ВИАМ под руководством Владимира Владимировича Чеботаревского, была разработана и внедрена в серийное производство краска белого цвета, недешифруемая на фоне снега, которая облегчала нашим самолетам, особенно штурмовикам, уход от атакующих сверху самолетов противника. Более того, замаскированные такой краской самолеты, находясь на заснеженном аэродроме, были трудно различаемы визуально и недешифруемы при фотографировании в ультрафиолетовой части спектра.

В.В. Чеботаревский

Были созданы трудновоспламеняемые лакокрасочные покрытия для защиты тканевых обшивок и деревянных деталей с высокой влагостойкостью. Они стали успешно применяться на всех типах самолетов. Применение перхлорвиниловых эмалей в сочетании с нитролаками, по заключению ГК НИИ ВВС и данным, полученным с фронтов, существенно снизило возгорание тканевых обшивок, что также позволило сохранить значительное количество самолетов.

Для маскировки ночных бомбардировщиков была создана оригинальная матовая краска черного цвета с коэффициентом отражения всего 3–5%. Краска наносилась на нижние поверхности самолета и по мере надобности смывалась бензином. Ее применение позволяло нашим самолетам уходить от лучей вражеских прожекторов. На самолетах, бомбивших в 1941–1942 годах Берлин, была нанесена именно эта краска.