Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

23.04.2020

ВИАМ в годы войны: Все для фронта, все для победы!

Лакокрасочные покрытия

Первые месяцы Великой Отечественной войны показали, что лакокрасочные покрытия на основе эфиров нитроцеллюлозы, применяемые для защиты деревянных конструкций и особенно тканевых обшивок истребителей и штурмовиков И-16, Ил-2, Ла-3, Як-3, подвержены возгоранию при поражении зажигательными пулями. Необходимо было срочно найти средство снижения горючести деревянных деталей и, в первую очередь, тканевых обшивок.

Не менее важной задачей военного времени стало создание широкой номенклатуры лакокрасочных покрытий, не только защищающих деревянные и тканевые обшивки от увлажнения и гниения, но и обеспечивающих высокие аэродинамические качества самолетов и их маскировку на местности. С наступлением зимы самолеты, имевшие цветной камуфляж, легко обнаруживались как на заснеженных аэродромах, так и в воздушном бою. Необходимо было срочно получить краску белого цвета для маскировки самолетов на фоне снежного покрова. При этом она должна была наноситься и высыхать при минусовых температурах, а удаляться без применения смывок, содержащих органические растворители, поскольку в этом случае разрушалось бы основное лакокрасочное покрытие самолета.

Истребитель И-16 с полотняной обшивкой крыла и элементов управления с многослойным покрытием авиационным лаком

 В результате исследований, проведенных в ВИАМ под руководством Владимира Владимировича Чеботаревского, была разработана и внедрена в серийное производство краска белого цвета, недешифруемая на фоне снега, которая облегчала нашим самолетам, особенно штурмовикам, уход от атакующих сверху самолетов противника. Более того, замаскированные такой краской самолеты, находясь на заснеженном аэродроме, были трудно различаемы визуально и недешифруемы при фотографировании в ультрафиолетовой части спектра.

В.В. Чеботаревский

Были созданы трудновоспламеняемые лакокрасочные покрытия для защиты тканевых обшивок и деревянных деталей с высокой влагостойкостью. Они стали успешно применяться на всех типах самолетов. Применение перхлорвиниловых эмалей в сочетании с нитролаками, по заключению ГК НИИ ВВС и данным, полученным с фронтов, существенно снизило возгорание тканевых обшивок, что также позволило сохранить значительное количество самолетов.

Для маскировки ночных бомбардировщиков была создана оригинальная матовая краска черного цвета с коэффициентом отражения всего 3–5%. Краска наносилась на нижние поверхности самолета и по мере надобности смывалась бензином. Ее применение позволяло нашим самолетам уходить от лучей вражеских прожекторов. На самолетах, бомбивших в 1941–1942 годах Берлин, была нанесена именно эта краска.



Смотрите также:

История

Субботник у памятника героям

Сотрудники НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ провели субботник по благоустройству территории возле памятника воинам 7-й дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы.

Исследования, История

Курчатовский институт принимает участие в исследовании новгородских раскопок XIII века

Группа ученых из Института археологии РАН, НИЦ "Курчатовский институт", Казанского (Приволжского) федерального университета и ФНИЦ "Кристаллография и фотоника" РАН изучила подвеску с эмалевой вставкой, найденную в слое начала XIII века в Новгороде.

Выставка, История

Курчатовский институт стал одним из главных партнеров выставки "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия"

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка "Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия". Она стала итогом масштабного совместного исследовательского проекта Курчатовского института и Пушкинского музея.