Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ВИАМ в годы войны: Все для фронта, все для победы!

Несмотря на резкое увеличение производства алюминия, во время войны активно продолжались работы по дельта-древесине. Бригадой ученого ВИАМ Якова Давидовича Аврасина была создана негорючая древесина – принципиально новый тип материала, прообраз современных композиционных материалов. Она не только не горела, но и была значительно прочнее дельта-древесины – проверка была сделана собственноручно И.В. Сталиным.

Я.Д. Аврасин

В годы Великой Отечественной войны эта древесина стала основным конструкционным материалом для лонжеронов боевых самолетов-истребителей как довоенных образцов, так и более современных, сконструированных во время войны А.И. Микояном и С.А. Лавочкиным.

Использовав негорючую дельта-древесину в конструкциях своих истребителей, С.А. Лавочкин получил возможность устанавливать на них более мощные двигатели, делать их более скоростными. Уже в 1943 году советские истребители получили преимущество в скорости полета.

Истребитель Ла-5

Необходимо отметить, что уже в 1942 году в нашей стране было выпущено около 22 тысяч боевых самолетов – в 1,7 раза больше, чем в Германии, что свидетельствует об огромных масштабах применения негорючей дельта-древесины. Ее использование позволило сэкономить более 20 тысяч тонн дефицитных цветных металлов.

Советское правительство высоко оценило деятельность создателей (Я.Д. Аврасин, А.И. Жданова, К.П. Горский, М.А. Хрипунов и др.) «слоистой древесины». За успешное выполнение правительственного задания по организации массового производства дельта-древесины и внедрение в короткий срок этого нового авиационного материала в производство самолетов большой группе сотрудников ВИАМ была объявлена благодарность и выданы крупные денежные премии.