Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ВИАМ в годы войны: Все для фронта, все для победы!

В предвоенные годы во Всесоюзном научно-исследовательском институте авиационных материалов весьма своевременно была разработана авиационная броня. При этом авиаконструкторы А.Н. Туполев, В.М. Петляков, С.А. Лавочкин считали, что бронирование значительно снизит летные качества, маневренность и боевые характеристики самолетов. Создание авиационной брони пришлось вести, сочетая широкий фронт экспериментов с одновременным их анализом, обобщением и разработкой теоретических основ для дальнейших исследований. Были задействованы все достижения материаловедения того времени.

В 1940 году на Воронежском авиапредприятии было освоено серийное производство «летающих танков» Ил-2, против которых фашисты в первые месяцы войны оказались абсолютно беспомощными.

В 1942 году налажено массовое производство броневых корпусов самолета Ил-2 – до 900 корпусов в месяц. Специалисты ВИАМ помогли наладить их производство на Подольском заводе, директором которого был В.И. Засульский (впоследствии длительное время проработавший главным инженером ВИАМ).

Самолет Ил-2

Обладая значительно меньшей массой в сравнении с гомогенной системой бронированой защиты, активная броня обеспечивала надежную защиту экипажа боевых самолетов: самолет стал, по существу, «летающим танком», неуязвимым для ружейного и пулеметного огня противника. Боевое совершенство штурмовика Ил-2 дополнялось его высокой надежностью и живучестью.

Немецкие солдаты назвали Ил-2 «черной смертью», а советские историки – «легендарным самолетом».

Создатели брони Сергей Тимофеевич Кишкин и Николай Митрофанович Скляров были удостоены Сталинской премии в 1942 году.

Одновременно с отработкой и внедрением промышленной технологии цельноброневых корпусов Ил-2 лаборатория авиаброни ВИАМ разработала оригинальную технологию массовой цементации авиационных броневых спинок. Бронеспинки из гомогенной брони марки «П» хорошо защищали от пуль со свинцовым сердечником. Но опыт воздушных боев в Испании показал необходимость перехода к пулям б?льшей пробивной силы – бронебойным пулям с твердым закаленным сердечником, для которых броня марки «П» оказывалась недостаточно стойкой.

С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров разработали высокопрочную броневую сталь, на основе которой была создана гетерогенная цементованная броня.

Разработчики авиаброни С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров

Цементацию – долговременный (десятки часов) и трудоемкий процесс – производственники считали слишком трудоемким методом обработки для условий военного времени. Тем не менее, был разработан высокопроизводительный бескоробовый способ цементации: в качестве коробов использовались сами спинки, которые укладывались попарно с промежутками; внутрь пары засыпался высокоактивный карбюризатор. Пары с зазором складывались в пакеты, загружавшиеся в печи с выдвижным подом. Одновременно закладывалось 120–160 бронеспинок. В итоге за годы войны зацементовали около 100 тысяч бронеспинок, имеющих после закалки стойкость против бронебойных пуль Б-32.

Наряду с решением конкретных производственно-технологических задач, в условиях военного времени продолжались интенсивные исследования воздействия на броню уже не пуль, а снарядов и поиск новых типов брони. Была разработана противоснарядная экранированная система, которую установили на самолете Ил-10 (модификация Ил-2), разработанном во время Великой Отечественной войны и поступившем на вооружение в 1944 году. Такая броня надежно защищала стрелка-радиста из заднего сектора от снарядов калибра 20 мм пушки «Эрликон».