Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

25.03.2020

В ЦИАМ состоялся семинар по методам неразрушающего контроля образцов деталей авиадвигателей

Мероприятие организовано ЦИАМ совместно с GNR Nord — одной из ведущих организаций, осуществляющей комплексные поставки и обслуживание оборудования для лабораторий в промышленности и научных учреждениях.

В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») состоялся семинар «Комплексные решения в области рентгеновских методов неразрушающего контроля». Мероприятие организовано ЦИАМ совместно с GNR Nord — одной из ведущих организаций, осуществляющей комплексные поставки и обслуживание оборудования для лабораторий в промышленности и научных учреждениях.

Методы неразрушающего контроля применяются на всех этапах жизненного цикла авиационного двигателя. Суть этих методов — в оценке состояния материала и проверке качества детали авиадвигателя с сохранением функциональных свойств объекта исследования.

В 2017 году, в рамках сотрудничества с GNR Nord, Институт получил возможность проводить комплексные научные исследования с использованием рентгеновского дифрактометра. Прибор позволяет измерять остаточные напряжения в труднодоступных зонах реальных деталей авиадвигателей (например, в хвостовиках турбинных лопаток) и «елочных» пазах в дисках, внутри отверстий, во впадинах резьбы, на зубьях шестерен и их рабочих поверхностях. Другими методами проводить исследования без разрушения образцов невозможно.

В работе семинара приняли участие более 40 человек. Большинство участников являлись представителями различных предприятий АО «ОДК». Приглашенные специалисты из Германии и Италии, которые не смогли лично присутствовать на мероприятии, записали приветственное видеообращение и презентацию.

В своем докладе научный руководитель семинара, заместитель генерального директора ЦИАМ — директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность», д.т.н. Юрий Ножницкий рассмотрел применение рентгеновских методов для обеспечения прочностной надежности авиадвигателей.

Важный вопрос при отработке технологических процессов изготовления их деталей — исследование остаточных напряжений. Оно проводится прежде всего для того, чтобы отработать технологии повышения сопротивления материала детали усталости. Рентгеновские методы, в первую очередь, компьютерная рентгеновская томография, должны применяться при оптимизации новых конструктивно-технологических решений (в том числе при использовании композиционных материалов и аддитивных технологий), для количественной оценки содержания дефектов при подтверждении циклического ресурса критических деталей (прежде всего, изготовленных с использованием литья, сварки, методов порошковой металлургии), исследования причин дефектов.

Юрий Ножницкий рассказал о преимуществах рентгеновских методов и оборудования, а также затронул проблемы, возникающие при их применении.

В совместном докладе специалистов ВИЛС и ЦИАМ, представленном сотрудником ВИЛС, д.т.н. Леонидом Бером, было рассмотрено использование рентгеновского дифрактометра в работе по исследованию длительной прочности гладких и имеющих надрезы образцов из гранулируемого сплава. Применение дифрактометра позволило определять остаточные напряжения непосредственно в надрезе образца.

Неразрушающий контроль остаточных напряжений при отработке технологии изготовления детали, современные методы неразрушающего контроля с помощью рентгеновской компьютерной томографии, уникальные решения для томографического контроля крупногабаритных изделий — все эти вопросы нашли отражение в докладах специалистов из GNR Nord.

Участники семинара ознакомились с современным состоянием работ и уникальными возможностями неразрушающего контроля элементов конструкций авиационных двигателей.