Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Курс на полюса. Арктическому и Антарктическому НИИ исполнилось 100 лет

Институт сам по себе примета многих климатических явлений. Например, в 2012-м была свернута программа дрейфующих станций - на льдинах уже было попросту опасно оставаться, сотрудники были экстренно эвакуированы. При этом работы только прибавилось. А в Антарктиде сейчас работает 65-я научная экспедиция: Россия - мировой лидер по упорному круглогодичному пребыванию на Шестом континенте.

Успехи антарктических экспедиций директор института Александр Макаров объясняет просто: на Арктике натренировались. «Мы работаем на обоих полюсах круглый год».

На Южном полюсе задача - фундаментальная, красиво звучащая, но из которой шубы не сошьешь: узнать, какой из себя древнейший лед на планете; впрочем, на этом можно строить и вполне практичные модели прогнозирования изменения климата. На Северном - конкретное прикладное задание: с 1950-х институт обеспечивает безопасность навигации.

- Активизация судоходства на Севморпути для нас большой научный вызов, - сообщил директор на пресс-конференции в ТАСС. - Задача - обеспечить круглогодичную навигацию судов, над ее решением мы сейчас работаем.

То, что Арктика освобождается ото льда - это и больше возможностей, и больше рисков:

- Активное разрушение льда и потепление в летний период приведут к росту опасных природных явлений, - говорит Александр Макаров. - Формирование айсбергов, больших ледяных полей. Их надо отслеживать.

К тому же лето в Арктике, напоминает Макаров, всего 2,5 - 3 месяца, а остальные девять - «ледовые». Ну и с летними месяцами не все просто. В сентябре (самый теплый месяц на Северном полюсе, по нему и судят) площадь ледяного покрова достигала своего минимума в 2007-м, 2012-м и 2019-м годах, но ученые заметили «интересный момент»: скорость намораживания льда в этом году в восточных морях шла быстрее, чем обычно. То есть, с одной стороны, площадь льда сокращается, с другой - он быстрее намораживается.

- Мы в хорошей экспедиционной форме, - говорит руководитель Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген Юрий Угрюмов.

Через несколько дней туда отправится первая группа сотрудников, в сезонную экспедицию. У института в Арктике три стационара: на мысе Баранова (это на острове Большевик архипелага Северная Земля), обсерватория у поселка Тикси (Якутия), но Шпицберген примечателен уже тем, что не наш, норвежский, и там у ААНИИ задачи шире, чем в родных местах. К примеру, там институт выступает головной организацией консорциума, куда сейчас входят 13 российских разноведомственных организаций.

Предъюбилейное достижение - впервые за несколько десятилетий институт провел работу практически во всех морях российской Арктики и Центрального Арктического бассейна. Как рассказывает Угрюмов, было задействовано четыре судна Росгидромета. Была организована сезонная дрейфующая станция СП-2019 («Северный полюс-2019»). Только в отличие от «свернутых» классических, ледовых, эта экспериментальная станция - типа «судно-лед», где судном выступил «Академик Трешников».

- Метеорология, океанология, геология, пробы осадков, изучение состояния атмосферы, - перечисляет Угрюмов. - Мы за полтора месяца провели столь масштабные исследования, каких не было уже несколько лет.

Открытие СП-2019 было этапом комплексной морской научной экспедиции «Трансарктика-2019», в ней участвовали более 200 ученых из 40 институтов, в том числе зарубежных, а сами специалисты ААНИИ задействованы в международном проекте Mosaic - первой круглогодичной экспедиции в Центральную Арктику на немецком научно-исследовательском ледоколе Polastern.

Тем временем на «Адмиралтейских верфях» по заказу Росгидромета строится то, что заменит привычные ледовые станции: самодвижущаяся платформа для дрейфующих экспедиций нового типа. Как говорит Александр Макаров, это «практически судно»: длиной 83 м, позволяет обеспечить экспедиционный состав в 34 сотрудника и 14 членов экипажа, способна два года «жить» абсолютно автономно. Как говорит директор, если обойдется без задержек, в первый рейс платформа отправится в 2022 году:

- Появляется возможность планировать наши исследования и эксперименты не на годы, а на десятилетия вперед, поскольку срок службы платформы 20 - 30 лет, а может, и больше.

- Платформа качественно повысит уровень исследований, - добавляет Юрий Угрюмов. - На ней будет современнейшее оборудование, анализы проб можно будет делать прямо на платформе и предавать онлайн, что было невозможно на классической дрейфующей станции.

По словам Александра Макарова, есть идея сделать эту платформу не «еще одной» станцией, а объединить арктические обсерватории в одну сеть, чтобы действовали как единая пространственно распределенная обсерватория, покрывающая большую часть побережья российской Арктики.

Макаров признается: он всегда занимался Северным полюсом, поэтому ему ближе «арктические» задачи, тем более что они очень конкретные - президент поручил к 2024 - 2025 годам нарастить объем перевозок грузов по Севморпути до 80 млн тонн.

- Что касается Антарктики - тут задачи не менее важные, но другие. Это очень важный регион. Не хочу говорить о геополитических аспектах, они понятны. Но у нас там важнейший проект - изучение древнего льда и бурение озера Восток.

Сейчас строится новый комплекс на станции «Восток», создается новая научная программа. «И в целом Антарктида - загадочное место, территория, которая не принадлежит ни одному государству, и взаимодействия там регулируются несколько иначе, чем везде».

...В каком-то смысле сегодняшнюю дату могут отметить и во ВНИИОкеангеологии: этот институт выделился из Арктического в 1948 году. И Музей Арктики и Антарктики - он был отделом института. Из «непраздничных» обстоятельств, да попросту потерь, как отмечает директор, - направление «Полярная медицина»: когда-то сильнейший отдел, в трудные времена обескровленный. Одними деньгами преемственность не восстановишь.

Это к тому, что ничего нельзя упускать из виду.

Источник: spbvedomosti.ru