Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

17.02.2020

Росатом хочет повысить экобезопасность топлива для "АЭС будущего"

Специалисты ВНИИНМ должны выполнить аванпроект по выбору перспективных методов концентрирования изотопа азот-15 для производства изотопно-модифицированного нитридного ядерного топлива.

Ученые госкорпорации "Росатом" оценят целесообразность использования в отечественной атомной энергетике в будущем так называемого изотопно-модифицированного нитридного ядерного топлива для атомных энергоблоков, применение которого, как считается, снизит радиационную нагрузку на окружающую среду.

Как следует из материалов на сайте закупок атомной госкорпорации, специалисты АО "Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени академика Бочвара" (ВНИИНМ, Москва, входит в топливную компанию Росатома ТВЭЛ) должны выполнить аванпроект по выбору перспективных методов концентрирования изотопа азот-15 для производства изотопно-модифицированного нитридного ядерного топлива. Аванпроектом называется завершенная научно-исследовательская работа, направленная на обоснование выполнения качественно новой разработки.

В последние годы Росатом начал практическое освоение технологий, необходимых для решения стратегической задачи по созданию в России так называемого замкнутого ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) и двухкомпонентной атомной энергетики с реакторами на тепловых и быстрых нейтронах. В ЗЯТЦ за счет расширенного воспроизводства ядерного "горючего", как считается, существенно расширится топливная база атомной энергетики, а также появится возможность уменьшить объемы радиоактивных отходов благодаря "выжиганию" опасных радионуклидов. Россия, как отмечают эксперты, занимает первое место в мире в технологиях строительства реакторов на быстрых нейтронах.

Для реакторов на быстрых нейтронах в России в рамках стратегического проекта Росатома "Прорыв" разработано и успешно проходит экспериментальную проверку смешанное нитридное уран-плутониевое (СНУП) топливо, на основе нитридов - химических соединений урана и плутония с азотом. СНУП-топливо имеет ряд преимуществ как с точки зрения энергоэффективности, так и с точки зрения безопасности.

Однако при использовании в ядерных реакторах нитридного топлива природного изотопного состава, в котором доля изотопа азот-14 составляет 99,6%, возникают экологические риски, связанные с появлением значительных количеств высокотоксичного радиоизотопа углерод-14, надежных методов "обезвреживания" которого в настоящий момент не существует.

Единственной мерой, гарантированно исключающей возникающие риски, является использование изотопно-модифицированного нитридного топлива, в котором азот природного изотопного состава замещен на изотоп азот-15 (его доля в природном азоте - около 0,4%), отмечается в техническом задании на нынешнюю работу. Для практической возможности реализации технологии создания такого топлива необходима разработка способов получения изотопа азот-15, обеспечивающих наработку требуемого его количества по приемлемой себестоимости.

Источник: РИА Новости



Смотрите также:

Атомная энергетика

ЦНИИТМАШ провел уникальные работы по ремонту уплотняющих поверхностей корпуса реактора для Калининской АЭС

Работа на станции велась в период планово-предупредительного ремонта, ключевыми задачами которого были оценка возможности продления срока службы реактора Калининской АЭС на 30 лет.

Атомная энергетика

ЦНИИТМАШ разработал программу испытаний для калининской АЭС

АО «НПО «ЦНИИТМАШ» завершил разработку новой комплексной программы испытаний оборудования и трубопроводов энергоблоков АЭС (КПИ), соответствующей стандартам НП-089-15, для АО «Концерн Росэнергоатом».

Атомная энергетика

"Росатом" задумался о большой наработке плутония для "ядерных батареек"

Специалисты ФЭИ должны подготовить техническое задание на разработку технологии масштабной наработки плутония-238 (Pu-238) для автономных источников энергии.