Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Будущие пилоты стали участниками «Недели без турникетов» в ЦИАМ

Гостями Института стали студенты третьего курса Московского государственного образовательного комплекса (МГОК), обучающиеся по специальности «Беспилотные авиационные системы», а также сотрудники организаций-партнеров. Будущие специалисты по дистанционному пилотированию беспилотных авиационных систем, или, по модному выражению, «внешние пилоты», пришли в ЦИАМ со знанием дела.

– Мы подготовились к мероприятию, – сказал студент Максим Онищенко, – Изучили двигатели внутреннего сгорания под руководством своего преподавателя, военного летчика.

Начался экскурсионный маршрут с посещения музея предприятия. Посвятивший работе в Институте более 60 лет ведущий научный сотрудник Геральд Парфенов рассказал об истории ЦИАМ, причастного к становлению и развитию отечественной авиации, интересно и занимательно, выделив главное. Картина событий, словно написанная яркими мазками, живо возникла в воображении гостей музея.

От поколения к поколению авиационные двигатели становятся все более совершенными. Как идеи конструкторов проверяются на опытном производстве и какую роль играют в этом модернизация и внедрение нового станочного оборудования, рассказали в следующей точке маршрута.

– Мы продляем жизнь двигателям или модифицируем их, – отметил начальник производства Николай Солодухин. Он познакомил посетителей с методами обработки металла, станочным парком и подчеркнул, что для работы с таким высокотехнологичным оборудованием необходима высокая квалификация.

Красной нитью через «безтурникетный» маршрут прошла тема перспективных материалов для создания авиадвигателей. В исследовательском центре «Динамика, прочность, надежность» посетителей посвятили в секреты разработки конструкций из новых материалов. Ими поделился ведущий инженер Кирилл Даньшин, представивший концептуальный облик деталей и узлов неметаллического газотурбинного двигателя, который в перспективе позволяет существенно снизить вес и увеличить ресурс. Гости подержали в руках представленные модели деталей, в том числе, легкую широкохордную лопатку вентилятора в размерности двигателя ПД-14. Изготовленная из углеродной ткани по RTM-технологии, она весит всего около 9 кг. На ее примере специалист объяснил, как проходит процесс изготовления модели и всесторонние испытания – на пробиваемость, сжатие, растяжение, вибрацию, удар, с целью исследования характеристик конструкции.

Тем, кто подзабыл сопромат, о нем с улыбкой напомнил коллега Кирилла Даньшина из Испытательной лаборатории конструкционной прочности сплавов и деталей авиационных газотурбинных двигателей Михаил Волков. Он объяснил, как проходят квалификационные испытания материалов и полуфабрикатов. Образцы – а их требуется сотни на исследование одного сплава – испытываются на растяжение, длительную прочность, ползучесть, мало- и многоцикловую усталость, скорость роста трещин в диапазоне рабочих температур 20-1200°С. Михаил Волков показал гостям разнообразные динамические испытательные машины. – Наша лаборатория аттестована не только Росавиацией, но и французской компанией Safran Aircraft Engines, – добавил специалист.

Следующей точкой маршрута стала лаборатория спецпроектов, открытая в ЦИАМ Фондом перспективных исследований. Здесь состоялось знакомство с эффективными решениями для авиадвигателестроения с использованием керамических композиционных материалов и аддитивных технологий, позволяющих изготавливать детали любой сложности.

Руководитель лаборатории Владимир Низовцев продемонстрировал будущим специалистам по дистанционному пилотированию беспилотных авиасистем роторно-поршневой двигатель, предназначенный в том числе и для беспилотных летательных аппаратов. Он показал детали этого двигателя и для большей наглядности пустил по кругу высокотехнологичный корпус турбины его турбокомпрессора, изготовленный методом 3D послойного отверждения из композиционного материала на основе реакционно-спеченного карбида кремния. Карбид кремния руководитель лаборатории назвал уникальным материалом: – Он сочетает два основных элемента органической и неорганической жизни – кремний и углерод. Это дает потрясающие результаты.

По словам участников, «Неделя без турникетов» в ЦИАМ позволила увидеть технологии создания авиадвигателей изнутри и оставила яркие впечатления.