Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

04.09.2019

Итоги работы ЦИАМ на МАКС-2019: авиатехнологии будущего, стратегические соглашения и заслуженные победы

ЦИАМ представил на МАКС не только лучшие инженерно-технические решения для современных авиадвигателей, но и технологии, которые готовятся к «взлету» в перспективе.

Международный авиационно-космический салон «МАКС-2019» завершился 1 сентября в подмосковном Жуковском на территории ЛИИ имени М.М. Громова. Фантастические скорости, неповторимая грациозность и маневренность «крылатой» техники, перспективные технические решения для авиации и космоса от ведущих отраслевых предприятий, внушительные контракты, первые лица государств и промышленности — все это слилось в единый праздник для влюбленных в небо.

ЦИАМ, развернувший свою экспозицию в рамках объединенного стенда организаций, входящих в Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», представил на МАКС не только лучшие инженерно-технические решения для современных авиадвигателей, но и технологии, которые готовятся к «взлету» в перспективе.

В будущее — на электротяге

Внимание гостей стенда привлекла модель летающей лаборатории на базе самолета Як-40 для испытаний демонстратора гибридной силовой установки. Именно так будет выглядеть «тандем» двигателя-демонстратора и летательного аппарата при проведении испытаний, запланированных на осень 2020-го года. Самую инновационную часть гибридной силовой установки — электродвигатель-демонстратор мощностью 500 кВт (679 л.с.), использующий эффект высокотемпературной сверхпроводимости — можно было увидеть в закрытой витрине рядом с макетом летающей лаборатории. В перспективе гибридная силовая установка будет применяться на самолетах местных воздушных линий пассажировместимостью 9-18 человек.

Дополнял тему электрификации в авиации демонстратор полностью электрической силовой установки мощностью 60кВт (80 л.с.) на основе водородных топливных элементов. Увидеть, для какого летательного аппарата предназначен такой двигатель, можно было на статической стоянке, где расположился демонстратор легкого пилотируемого самолета с электрической силовой установкой на базе двухместного самолета «Сигма-4».

В числе первых почетных гостей, оценивших прорывные решения для гражданской авиации, представленные на экспозиции НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», были Президент России Владимир Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Экспозицию ЦИАМ посетил и губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Стратегические соглашения

Продолжением диалога о развитии перспективной для авиастроения тематики электрификации стало подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве в области разработки авиационных гибридных и электрических силовых установок, их систем управления между ЦИАМ, Уфимским государственным авиационным университетом и ОКБ «Кристалл».

В приоритетных планах по взаимодействию глава ЦИАМ Михаил Гордин, генеральный директор ОКБ «Кристалл» Сергей Родионов и проректор по научной и инновационной деятельности УГАТУ Георгий Агеев, помимо фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в области гибридных и электрических двигателей, обозначили также создание электродвигателя мощностью 520 кВт, его испытания, производство и ввод в эксплуатацию.

Еще одна важная тема, получившая импульс к развитию на МАКС, — создание в рамках национального проекта «Наука» Научного центра мирового уровня «Сверхзвук». На полях Авиасалона было подписано соответствующее соглашение, которое закрепило за Институтом статус одного из основных участников. Помимо ЦИАМ, в консорциум вошли: ЦАГИ, ГосНИИАС, ГкНИПАС, Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша, МГУ имени М.В. Ломоносова, МАИ и др.

Специалисты ЦИАМ приняли активное участие в круглом столе «Технологическое развитие аэрокосмической отрасли в гармонии с природой. Конкурс инициатив», организованном Международным фондом всестороннего развития детей и молодежи «От Винта!» под эгидой Минпромторга России и при поддержке Фонда развития промышленности, конференциях и других мероприятиях.

Авиация, легкая на подъем

Ряд разработок ЦИАМ был представлен и в области экономичных двигателей новых схем для малой авиации. Например, экспериментальный газотурбинный двигатель ТРД-60 массой всего 20 кг и тягой 66,4 кгс. На основе демонстрационного газогенератора двигателя уже разработаны проекты различных схем, предназначенные для установки на легкие самолеты и вертолеты.

Благодаря меньшим вибрации и шуму, высотности до 12 км и высокой тяговооруженности, двигатель создает владельцу самолета более высокий уровень комфорта.

Внимание гостей Авиасалона привлекал и роторно-поршневой двигатель-демонстратор. При изготовлении его деталей применялись материалы нового поколения — интер- и металлокерамоматричные композиционные материалы, создаваемые по технологиям порошковой металлургии. Основное их преимущество — коррозионноcтойкость и способность выдерживать экстремальные нагрузки и температуры.

Продемонстрировал Институт и свои разработки в области цифровых технологий. Не было отбоя от посетителей, желающих совершить путешествие в виртуальную реальность и посмотреть на работу цифрового прототипа воздухозаборного устройства авиационного двигателя в масштабе 1:1, надев специальные VR-очки. Совмещение результатов суперкомпьютерного моделирования газодинамических процессов с 3D-моделью проектируемого воздухозаборного устройства наглядно демонстрировало влияние геометрии на особенности газодинамических течений в двигателе.

Аддитивные технологии для авиации

Существенная часть экспозиции была посвящена результатам исследований ЦИАМ в области применения аддитивных технологий для создания перспективных авиадвигателей. «Легкие» рабочие лопатки газовой турбины, элементы фронтовых модулей камер сгорания и «ветвистый» теплообменный аппарат нового поколения, удивлявший причудливой формой, — все это можно было увидеть не только в витринах, но и подержать в руках, чтобы оценить преимущества конструкций.

Передовые технологии позволяют не только облегчить конструкции деталей и узлов двигателя, но и снизить эмиссию NOx. В ЦИАМ спроектированы и изготовлены элементы двухзонного фронтового модуля малоэмиссионной камеры сгорания перспективного газотурбинного двигателя. Разработка позволит снизить выбросы NOx на 45-60% относительно требований ИКАО-2008.

На крыльях — к победе

Поток посетителей, в том числе журналистов, желающих ознакомиться с инновационными разработками организаций, входящих в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», не иссякал на протяжении всех дней работы Авиасалона. Недаром НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» была вручена награда конкурса «Золотые крылья МАКС-2019» в номинации «Инновационный проект».

Ярким событием МАКС стало и награждение премией Союза авиапроизводителей России «Авиастроитель года — 2018». Диплом вручен руководителю авторского коллектива, начальнику сектора ЦИАМ, официальному представителю Российской Федерации в Комитете по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) ИКАО Артуру Мирзояну. Наградой отмечена работа ЦИАМ, выполненная совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель».