Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦИАМ на МАКС: перспективные разработки для «легкой» авиации

Специалисты этой непростой и отважной профессии стали гостями экспозиции ЦИАМ. Многие из них хорошо знакомы с коллегами-испытателями Института и не раз оценили возможности его уникальной экспериментальной базы на личном опыте. Особый интерес они проявили к разработкам ЦИАМ для «легкой» авиации.

Большой популярностью у посетителей пользовался роторно-поршневой двигатель-демонстратор, недавно прошедший очередные испытания. Он создается для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, авиации общего назначения и может быть использован в гибридных силовых установках авиационного, морского и наземного применения, робототехнических изделиях. Проект реализуется при поддержке Фонда перспективных исследований.

– В конструкции роторно-поршневого двигателя-демонстратора применены перспективные коррозионностойкие керамические композиционные материалы, способные выдерживать экстремальные нагрузки и температуры, – отмечает руководитель работы, начальник отдела ЦИАМ Владимир Низовцев.  – Создаются такие материалы по технологиям порошковой металлургии.

Примечательно, что на экспозиции можно было увидеть и «начинку» демонстратора – детали ротора, статора и турбокомпрессора, в том числе изготовленные с применением аддитивных технологий.

Кроме того, ЦИАМ представил экспериментальный легкий газотурбинный двигатель ТРД-60 массой 20 кг и тягой 66,4 кгс. На нем отрабатываются ключевые технологии для малоразмерных газотурбинных двигателей.
Экспериментальный двигатель имеет сравнительно малое количество деталей – этого удалось достичь благодаря объединению в одной детали функций нескольких узлов. Центробежный компрессор, кольцевая прямоточная камера сгорания, осевая неохлаждаемая турбина компрессора объединены в демонстрационный газогенератор малоразмерного газотурбинного двигателя с электроприводными агрегатами систем топливо- и маслопитания. На базе газогенератора ТРД-60 уже разработаны проекты двигателей для легких персональных самолетов и вертолетов.

Недавно прошла испытания еще одна разработка ЦИАМ, представленная на МАКС. Это ротор-демонстратор «сухого» малоразмерного газотурбинного двигателя. Особенность его конструкции, подтвердившей в ходе испытаний свою работоспособность, – в применении газодинамических лепестковых подшипников, для которых используется не масло, а воздух.

– «Сухой», не имеющий маслосистемы двигатель особенно интересен эксплуатантам из-за снижения стоимости и сокращения расходов на его содержание, – считают разработчики.