Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В ЦИАМ усовершенствовали стенды и сформировали предложения по эталонной базе испытаний

С подробным докладом выступил заместитель генерального директора ЦИАМ, директор исследовательского центра «Авиационные двигатели» Виктор Марков.

Современные требования к экспериментальной базе очень высоки, пояснил он. Именно поэтому перед специалистами ЦИАМ в рамках НИР стояло несколько важных задач. Одна из них — разработка методов и средств метрологического обеспечения при испытаниях, создание нормативной документации и формирование предложений по развитию эталонной базы. Второй блок работы был посвящен совершенствованию и поиску экономичных средств испытаний, повышению их надежности и безопасности.

В части создания средств измерения специалисты ЦИАМ добились высоких результатов, отметил докладчик. Вместе с коллегами из Московского энергетического института (НИУ «МЭИ») сотрудники ЦИАМ разработали оборудование для калибровки тензодатчиков, предназначенных для динамических измерений.

— Такого оборудования еще никогда не создавалось, — подчеркнул Виктор Марков. — Мы разработали макет такого устройства, для снижения величины погрешностей сократили количество блоков и линий связи, входящих в состав системы. Удалось уменьшить шумовые помехи и добиться высокого качества амплитудно-частотных характеристик в широком диапазоне частот.

Также существенно усовершенствована аппаратная часть 8-ми-канального пирометра спектрального отношения для измерения температуры поверхностей. У прибора появился новый интерфейс. В части работ по повышению достоверности измерений характеристики горения топлива за фронтальными устройствами камеры сгорания газотурбинного двигателя (ГТД) специалисты ЦИАМ разработали комплексный модуль на основе лазерной системы «КАРС», который уже готовится к постановке на стенд.

— На следующем этапе будут проведены экспериментальные работы на пламени с богатыми и бедными смесями, — пояснил докладчик.

Была модернизирована установка переменного давления: теперь это полностью работающий эталон утвержденного типа. В ближайшее время, по словам Виктора Маркова, установка получит оформленные документы Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии.

— Необходимо будет довести до логического завершения итоги всей работы по нормативным метрологическим документам, отработать средства измерения и получить аттестаты, — резюмировал докладчик. — Это позволит применять средства измерения не только в ЦИАМ, но и на предприятиях отрасли.

Отдельная часть доклада касалась оснащения стендовой базы ЦИАМ. В частности, специалисты ЦИАМ создали новую систему подогрева топлива на стенде: разработка будет востребована при исследованиях по сверхзвуковому деловому пассажирскому самолету. Также близки к завершению работы по созданию компрессорного стенда, который позволяет испытывать объекты на режимах разгона и торможения, с мощностью привода до 10МВт.

— Весь комплекс работ выполнен в полном объеме и в срок, — подытожил Виктор Марков. — Мы готовы представить их результаты нашему главному заказчику — Минпромторгу России.

По словам Виктора Маркова, для выполнения всего объема поставленных государством задач по перспективным двигателям нужно активнее готовить технологическую базу, грамотно закладывать требования в технические задания при реконструкции и модернизации и уже сейчас переоснащать стенды.

— Мы должны это сделать даже раньше, чем появится сам объект испытания, — считает докладчик. — И работать нужно в тесном взаимодействии с отраслью.