Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В главных ролях — роботы

Робот делает успешную передачу, и мяч оказывается в воротах противника. На пульт поступает сигнал о лесном пожаре, и к очагу возгорания направляется ракета с пожаротушащей смесью. Тем временем начинается театральное действие: в главных ролях Колобок, Волк, Лиса и Медведь.  И это лишь небольшая часть проектов, представленных талантливыми старшеклассниками на XXI конференции молодых ученых «Навигация и управление движением» (КМУ XXI), проходившей в концерне «ЦНИИ «Электроприбор» на прошлой неделе.

Специализированная секция для школьных проектов была задумана организаторами конференции молодых ученых 3 года назад, чтобы дать возможность увлеченным наукой и техникой школьникам представить свои работы авторитетному научному сообществу, получить практические навыки выступлений на научных мероприятиях. С каждым годом этот формат набирает популярность, к работе этой секции присоединяется все больше старшеклассников.  В этом году на секции «Навигация и управление в школьных проектах» прозвучало 9 докладов. По 3 выступления сделали учащиеся 9 - 11 классов Президентского физико-математического лицея № 239 и Центра детского (юношеского) технического творчества Московского района. Совсем юные участники (4 - 5 классов) представляли Клуб образовательной робототехники из Пушкина. Речь в их докладе шла об алгоритме стабилизации квадрокоптера.  

Свой доклад о навигации роботов в робототехническом проекте «Колобок» девятиклассник лицея № 239 Григорий Выдревич сделал на английском языке. В прошлом году его проект занял II место на Всемирной олимпиаде в Монреале. «Колобок» — это система из пяти автономных роботов, созданная для мини-спектакля по мотивам одноименной сказки. Колобок, Качели, Заяц, Медведь, Волк и Лиса двигаются под музыку. Роботы оснащены датчиками и связаны друг с другом локальной навигацией. Автор в своей работе анализирует механику каждого робота, обеспечивающую необходимую точность перемещения, способ связи и координации действий роботов, описывает программные алгоритмы, критерии подбора датчиков.

Оригинальный проект пожаротушащей системы, определяющей местоположение очагов возгорания с помощью GPS, представили два 11-классника М. Лазарев и М. Трудов. Проект реализован в ЦДЮТТ Московского района. Система разработана для небольших участков поверхности. Авторы используют принцип пожарной гранаты, установленной в ракете. Для запуска носителя и всего математического расчета полета используется специальная пусковая установка. Информация о месте пожара, размере пораженной площади передается на пусковую установку с беспилотного летательного аппарата, оборудованного системой GPS и системой распознавания пожаров.

Вопросам экстремальной робототехники был посвящен доклад  Я. Кальвияйнен и Ю. Мерзляковой.  В работе рассматривается создание робота для участия в Robocup Junior Rescue Maze. По легенде робот действует на опасной для людей территории. Он должен добраться до пострадавших и самостоятельно выполнить спасательную операцию: исследовать область, найти пострадавших, сигнализировать о положении жертв, при возможности помочь им, выдав спасательный набор, вернуться на старт. На роботе есть все необходимое для выполнения этой задачи: набор датчиков для обнаружения жертв,  дальномеры для исследования лабиринта, система выдачи спасательных наборов. В основу проектирования корпуса легла идея о модульности конструкции, за счёт чего можно легко менять оснащение робота.

Победителями в секции школьных проектов стали две работы: проект «Колобок» Григория Выдревича (ПФМЛ № 239) и доклад Даниила Куприянова (Молодежная аэрокосмическая школа, Самара) о моделировании процесса освещения околополярных районов Земли космическим аппаратом с солнечным парусом. Победителей наградили дипломами и денежными призами.