Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Безопасность полета – приоритетное научное направление ведущего центра авиационной науки

Динамика полета и системы управления летательными аппаратами всегда являлись одними из важнейших направлений научного поиска Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Специалисты института проводят анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов, синтез алгоритмов управления и др.

Рассказывает главный научный сотрудник отделения динамики полета и систем управления ФГУП «ЦАГИ» Юрий Шелюхин: «Обеспечение безопасности полетов — одна из первейших задач, стоящих перед разработчиками, производителями и эксплуатантами самолетов гражданской авиации. Высокий уровень автоматизации управления современными пассажирскими самолетами как зарубежных фирм — Airbus и Boeing, так и отечественных: АО «Гражданские самолеты Сухого», ПАО «Туполев», ПАО «Корпорация „Иркут“, — позволяет существенно повысить безопасность полета. С другой стороны, высокий уровень автоматизации снижает время активного участия летчика в управлении самолетом и тем самым уровень его готовности взять управление на себя в случае необходимости. Поэтому главной проблемой внедрения высокого уровня автоматизации управления самолетом остается обеспечение надежности и отказобезопасности автоматических устройств, которые достигаются резервированием всех элементов и многоэтапной отработкой аппаратных средств и программного обеспечения. Очень важным этапом является отработка алгоритмического и программного обеспечения всех элементов системы управления на стендах и в летных испытаниях. ЦАГИ изначально, с 1990-х годов, с появлением первых цифровых систем дистанционного управления на Ту-204 уделяет пристальное внимание разработке высокоэффективных алгоритмов управления, структурной надежности цифровых систем дистанционного управления и средств обеспечения отказобезопасности. Институт участвует во всех этапах разработки и отработки этих систем для отечественных самолетов. Очень большое внимание уделяется вопросам человеко-машинного интерфейса для обеспечения наилучших пилотажных характеристик, рационального распределения функций между экипажем и средствами автоматизации и исключения их противоборства, повышения безопасности полета за счет снижения „человеческого фактора“. В результате все российские пассажирские самолеты: Ту-204, Ту-134, SSJ100, МС-21 и др. оборудованы высоконадежными высокоэффективными цифровыми системами дистанционного управления».