Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Делегация ЦАГИ приняла участие в торжественном собрании, посвященном 50-летию со дня первого полета Ту-144

В торжественном собрании, посвященном 50-летию со дня первого полета Ту-144, приняли участие заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров, директор департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Равиль Хакимов, президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов и другие.

На мероприятии также присутствовали генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало и научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев. В приветственном слове генеральный директор института обратился не только к истории сотрудничества двух предприятий, но и к современным совместным проектам. Кирилл Сыпало подчеркнул, что в настоящее время ЦАГИ и ПАО «Туполев» совместно трудятся над не менее интересным, чем создание Ту-144, вопросом — разработкой сверхзвуковых самолетов второго поколения. «Возможно, это задача даже более сложная: мы переходим от уровня демонстрации технологических возможностей к созданию коммерческого транспорта. Здесь интересен проект сверхзвукового делового самолета, над которым работают „Туполев“ и ЦАГИ», — сказал Кирилл Сыпало. Также, по его словам, предприятия отрасли, по поручению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, разрабатывают новые компромиссные технологии, балансирующие между требуемым уровнем звукового удара и общей экономичностью самолета.

Во время создания Ту-144 Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского проводил многочисленные исследования, касавшиеся различных систем и элементов нового самолета. Наиболее трудоемким этапом стала разработка конструкции крыла — 200 вариантов его конфигурации прошли аэродинамические и прочностные испытания. Треугольное крыло с наплывом по передней кромке, спроектированное учеными ЦАГИ и аэродинамиками ОКБ А.Н. Туполева, позволило обеспечить сверхзвуковую скорость самолета с числом Маха, равным 2–2,2. По аэродинамическому качеству советский самолет превосходил англо-французский проект «Конкорд». Именно исследования ученых ЦАГИ способствовали формированию наилучшей компоновки силовой установки новой машины, это дало преимущество в аэродинамике и дальности полета. Использовать интегральные алгоритмы в автоматизированной системе управления предложил коллектив ученых ЦАГИ во главе с академиком Г.С. Бюшгенсом. Реализация этого решения обеспечила приемлемый уровень характеристик управляемости самолета вне зависимости от режима полета, центровки и веса.