Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: Балаклавская ветроэлектростанция

Любители путешествовать на Южный берег Крыма наверняка знакомы с местной уникальной системой междугородних троллейбусов. Приятно ехать на этом недорогом и экологичном транспортном средстве и наблюдать из окна горные пейзажи. Но мало кому известно, что «прародителем» троллейбусной сети на полуострове была трамвайная линия Севастополь — Балаклава, которая строилась после Гражданской войны с целью перевозки людей на работу в морскую столицу Крыма и обратно. А снабжалась электричеством она от первой в нашей стране промышленной ветроэлектростанции, построенной специалистами ЦАГИ на Караньских высотах вблизи Балаклавы.

В 20-е годы прошлого столетия молодая советская страна нуждалась в альтернативных источниках энергии. Идеями добычи ее практически «из воздуха» интересовался еще сам профессор Николай Егорович Жуковский. В аэродинамической лаборатории в Кучине велись ветротехнические исследования, в том числе по быстроходным стабилизаторным ветродвигателям. Были созданы первые такие установки, одна из которых эксплуатировалась на нефтепромыслах Баку.

В конце 1924 года ЦАГИ построил ветросиловую лабораторию с уникальным оборудованием. Несколько лет на ее башне проводились систематические исследования параметров ветродвигателей и испытания отдельных промышленных образцов. Результатом этой продолжительной работы стало создание под руководством ученых Н.В. Красовского и В.В. Уткина-Егорова Крымской (Балаклавской) ветроэлектростанции (ВЭС) мощностью 100 кВт. Возвели ее в начале 1930-х годов на высоком холме недалеко от города Балаклавы. Автор конструкции башни — советский инженер Владимир Шухов.

Ветроэлектростанция имела колесо диаметром 30 м с тремя стабилизаторными лопастями, вращающимися со скоростью 30 об/мин. Установка на ветер головки производилась при помощи ферменной наклонной конструкции, опирающейся на круговой рельсовый путь диаметром 50 м. На нижнем конце конструкции располагалась тележка, двигавшаяся по рельсовому кругу при помощи электромотора, включаемого расположенным на головке ветродвигателя флюгером.

На тот момент это была самая большая в мире промышленная ВЭС. Она работала совместно с тепловой электростанцией Севастополя на электрическую сеть напряжением 6,3 кВ, обеспечивая жизнедеятельность ближайших населенных пунктов и трамвайной линии, о которой мы рассказали выше. Но, к сожалению, ничто хорошее не вечно. Во время Великой Отечественной войны Балаклавская ВЭС была разрушена немецкой бомбежкой. Однако наработки специалистов ЦАГИ не остались невостребованными — сегодня в Крыму, где сам Бог велел обуздывать энергию ветра на пользу человека, действуют крупнейшие ветроэлектростанции России: Донузлавская, Останинская, Тарханкутская, Восточно-Крымская.