Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В ЦИАМ почтили память С.М. Шляхтенко в день его 100-летнего юбилея

В день 100-летнего юбилея крупного ученого в области теории авиационных воздушно-реактивных двигателей (ВРД), организатора науки, автора более 50 научных статей и 15 изобретений, доктора технических наук, профессора, лауреата Ленинской премии, начальника ЦИАМ (в 1967-1982 гг.) Сергея Михайловича Шляхтенко, 16 января, около его памятной доски собрались сотрудники ЦИАМ. Рефреном мероприятия, которое скорее походило на теплую встречу, чем на митинг с возложением цветов, стала фраза из приветственного слова заместителя генерального директора ЦИАМ по науке Александра Ланшина — «Уникальное время рождало выдающихся личностей». В полной мере это, конечно, относится к Сергею Михайловичу Шляхтенко.

Он стал учеником профессора МВТУ им. Н.Э. Баумана Владимира Васильевича Уварова, ведущего тогда в стране ученого по теории и конструкции газотурбинных двигателей (ГТД). Сергей Михайлович в составе группы своего наставника отправляется на завод № 41 создавать демонстратор ГТД. С.М. Шляхтенко трудится над компрессорами разной мощности — под его руководством на свет рождается три варианта таких установок.

— Теме компрессоров посвящена его кандидатская диссертация. Её он защищает в 1950-м году и возвращается в ЦИАМ, — отмечает в своем выступлении Александр Ланшин. — С 1950 — 1955 годов Сергей Михайлович осваивает новую область: газовые турбины. Здесь он проявил себя уникальным и знающим инженером: создается новая методика расчетов турбин с использованием газодинамических функций и впервые рассчитывается бироративная турбина для НК-12 на самолет Ту-95.

Знания и опыт С.М. Шляхтенко, его организаторский талант, не терпящий авторитаризма в отношении с коллегами, помогли ему стать первым начальником перспективного отдела сектора в лаборатории 3 в отделении «Авиационные двигатели». Рука об руку он работает с выдающимися учеными, каждый из которых создавал новую теорию — В.А. Сосунов — теорию и методы создания ракетно-прямоточных двигателей, А.Л. Пархомов — теорию и расчет турбореактивных двигателей (ТРДД) для дозвуковых самолетов; А.С. Эльперина — теорию и расчет ТРДДФ (с форсажом) для сверхзвуковых самолетов; Р.И. Курзинер — теорию комбинированных сил, установок и методы применения криогенных топлив для больших сверхзвуковых скоростей полета; В.М. Акимов — теорию надежности и экспериментальную базу; В.О. Боровик — методологию создания авиационных ГТД; Ю.А. Литвинов — неустановившееся и переходные процессы в ГТД, и другие.

С.М. Шляхтенко участвовал в создании двигателей третьего и четвертого поколений. Кстати, и сам термин «поколение» в отношении двигателей, известный даже тем, кто далек от авиационной техники, появился и формировался именно в ЦИАМ при активной поддержке С.М. Шляхтенко, который возглавлял Институт с 1967 по 1982 годы. Достижения ЦИАМ в период его руководства стали просто невероятными, многие из них заложили вектор развития современных технологий. Так, например, в 70-е годы был создан опережающий задел для двигателей пятого поколения; появился двигатель на водородном топливе и в 90-е годы были проведены его летные испытания. В стенах ЦИАМ был образован вычислительный центр.

— Это дало мощный импульс для развития методов проектирования при создании системы автоматизированного проектирования Института для газодинамических, тепловых и прочностных исследований, — поясняет Александр Ланшин в своем выступлении.

Вклад ЦИАМ в доводку первого отечественного двухконтурного двигателя 4 поколения для государственной авиации в 1982 году отмечен Орденом Октябрьской революции.

С большой энергичностью Сергей Михайлович взялся и за преподавательскую деятельность. После ухода с поста руководителя ЦИАМ, он возглавил кафедру «Теория воздушно-реактивных двигателей» Московского авиационного института, куда его привел легендарный ученый Генрих Наумович Абрамович, долгое время заведовавший кафедрой, отчего она даже негласно носила его имя.

— Коллектив поначалу восприняла кандидатуру Сергея Михайловича в штыки, ведь это был человек со стороны, — вспоминает на торжественном митинге нынешний заведующий кафедрой МАИ Алексей Агульник, который долгое время проработал вместе с С.М. Шляхтенко — Но он смог быстро расположить к себе всех. Невероятно талантливый, обаятельный, он обладал тонким чувством юмора. Однажды он пригласил меня к себе в кабинет. Его вызвали в ректорат, а он ждал какого-то важного телефонного звонка. Тогда он посадил меня в свое кресло и велел отвечать на звонки. Уходя, оценивающе взглянул на меня и сказал с улыбкой: «Неплохо смотришься в этом кресле. Может, тоже когда-нибудь будешь заведующим кафедрой». И как в воду глядел!

В МАИ С.М. Шляхтенко, которому было уже не впервой работать над научными трудами (в 1975 и 1979 годах в ЦИАМ вышли две монографии по теории воздушно-реактивных двигателей и теории двухконтурных турбореактивных двигателей), начал трудиться над изданием нового учебника по теории воздушно-реактивных двигателей. Он считал, что в книге необходимо учесть все новые наработки, веяния и передовые мысли в науке и технике. Этот учебник студенты изучают и сейчас.

О преемственности поколений в этот день, в самом начале митинга, сказал и генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. Он отметил, что идеи и дела предшественников надо помнить и развивать, поскольку это важная часть ответственности перед отраслью и залог ее дальнейшего существования, прорывов и достижений.

Уникальное время действительно рождает выдающиеся личности... И не только рождает, но и сохраняет память о них. А ведь память и пример — тот самый вечный двигатель, который производит на свет все новые таланты.