Индекс цитирования Яндекс.Метрика

Направления

26.11.2018

В ЦИАМ состоялся НТС, посвященный развитию системы МДАО перспективных силовых установок третьего поколения

Система МДАО (многодисциплинарный анализ и оптимизация) третьего поколения стала темой заседания Научно-технического совета, состоявшегося в ЦИАМ 19 ноября 2018 года.

С развитием науки меняются и технологии проектирования летательных аппаратов. Рассмотренная на НТС работа проводится в рамках проекта AGILE Восьмой рамочной программы Европейского союза по развитию научных исследований и технологий «Horizon 2020», начатого в 2015 году. Цель проекта – создание распределенной среды коллективного проектирования самолета и его силовой установки. Координатором является Институт воздушно-транспортных систем (входит в Немецкий центр авиации и космонавтики DLR), Россию в проекте представляют ЦИАМ и ЦАГИ.

Начальник отдела ЦИАМ Алик Исянов познакомил аудиторию с эволюцией МДАО систем проектирования: от закрытой немасштабируемой системы в первом поколении до создания распределенной среды коллективного проектирования – в третьем, где весь процесс проектирования находится под пристальным вниманием экспертов и можно вести прямой диалог с держателями математических моделей. В своем вступительном слове он сказал: «Невозможно быть специалистом во всех областях. Тесное сотрудничество между специалистами по различным дисциплинам и подсистемам помогает сократить время разработки летательного аппарата, уменьшить абстрактное представление и увеличить базу знаний».

Организованная таким образом работа позволяет удаленно выстраивать процессы, производить вычисления и хранить стандартизованный файл с данными на центральном сервере. Это сокращает траты на пересылку данных и ускоряет их обмен между участниками проекта, а в итоге уменьшает сроки разработки летательного аппарата и его подсистем. Дополнительным преимуществом распределенной среды коллективного проектирования является то, что математические модели, доступ к которым защищен соответствующими программными средствами, находятся у специалистов.

О задачах, которые решались в ходе проведения очередного этапа работы, рассказал начальник сектора Артур Мирзоян. Проводилось исследование по комплексной оптимизации шести интегральных компоновок самолета: конфигурация с подкосами (strut-braced wing); самолет с коробчатым крылом (box wing); самолет типа «летающее крыло» (blended wing body) с «утопленной» и вынесенной в невозмущенный поток силовой установкой; БПЛА гражданского назначения и перспективный самолет с турбовинтовым двигателем.

Артур Мирзоян отметил интенсивность потока связи между специалистами различных подсистем и плодотворность выстроенной с помощью системы распределенного коллективного проектирования работы: от постановки задачи до получения результатов оптимизации.

На основе оптимизационных исследований Институтом созданы табличные модели двигателей для перечисленных интегральных компоновок, работающие на «самолетном» уровне и позволяющие рассчитывать летно-технические характеристики, показатели шума и эмиссии, а также проводить технико-экономические оценки.

Общий итог работы по проекту – отлаженные связи между специалистами и их математическими моделями и формирование базы данных и знаний, содержание которой выходит за рамки «просто сведений»: это последовательность решения задач при проектировании инновационных летательных аппаратов и их подсистем.

В рамках дальнейшей реализации проекта AGILE функции проектировании самолета будут экстраполированы на доводку, сертификацию и производство.

Оппонентом выступил заместитель генерального директора – директор департамента стратегии и методологии управления созданием научно-технического задела НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» д.э.н. Владимир Клочков. Он рассказал о создании его коллегами инструментария для оценки эффективности подобных работ и подметил сходство выводов специалистов ЦИАМ и НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» об актуальности вопроса оптимизации и создания распределенной среды коллективного проектирования в свете разработки турбоэлектрического, электрического и других самолетов перспективных схем.



Смотрите также:

Технологии

Учёные нашли способ создать эффективный и простой источник терагерцевого излучения

Учёные НИЦ "Курчатовский институт", ИСВЧПЭ РАН и МИФИ создали полупроводниковую многослойную структуру, предназначенную для изготовления на ней фотопроводящих антенн.

Технологии

«ЦНИИТМАШ» разработал технологию, повышающую ресурс работы деталей

Специалисты «НПО «ЦНИИТМАШ» представили новую технологию низкотемпературного упрочнения деталей, которые применяются в топливно-энергетическом комплексе.

Технологии, Двигателестроение

ЦИАМ представил новое поколение систем БСДВ

На прошедшем во Владивостоке V Восточном экономическом форуме ЦИАМ, в рамках экспозиции холдинга «Вертолеты России» представил новое поколение отечественных бортовых систем диагностики вертолетов и авиационных двигателей.