Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Будущие двигателисты побывали на экскурсии в ЦИАМ

Студенты ведущих вузов страны, обучающиеся по направлениям «Проектирование двигателей» и «Двигатели летательных аппаратов», получили уникальную возможность в стенах легендарного предприятия, головной научной организации российского авиадвигателестроения оценить перспективы выбранной профессии.

Приветствуя гостей, заместитель генерального директора по науке Александр Ланшин подчеркнул, что авиация немыслима без науки, и рассказал о фундаментальных, прикладных и поисковых исследованиях, которые ведутся в Институте. Он также пригласил студентов принять участие во Всероссийской научно-технической конференции молодых специалистов, которая будет организована ЦИАМ в мае 2019 года.

Председатель Совета молодых специалистов ЦИАМ Татьяна Буюкли отметила особое отношение к молодежи в Институте. Здесь можно заниматься научными исследованиями под руководством старших коллег, всегда готовых помочь. В ЦИАМ распространены принципы Института наставничества – системы, позволяющей начинающим работникам расти как специалистам. «Карьерный рост зависит от ваших способностей и умения работать», – заметила она. Не остались в стороне и вопросы организации досуга: председатель Совета рассказала о культурно-массовых и спортивных мероприятиях, слетах молодежи, а также перечислила действующие в Институте меры социальной поддержки молодых специалистов.

Ненадолго погрузиться в среду, где зарождается авиационный двигатель, позволило посещение уникальных объектов ЦИАМ – испытательных лабораторий, стендов, опытного производства – и знакомство со специалистами, которые с радостью поделились секретами своей профессии.

Начальник опытного производства Николай Солодухин познакомил участников экскурсии с разнообразным станочным парком, на котором создаются компрессорные лопатки, центробежные колеса и другие детали двигателя, разрабатываемые в Институте. Оборудование позволяет в максимально сжатые сроки изготавливать качественные заготовки различных форм, обрабатывать детали необходимым образом, сваривать различные металлы. Работать с высокотехнологичными современными станками под силу лишь мастерам экстра-класса, поэтому сотрудники опытного производства постоянно повышают квалификацию, совершенствуются в теории и практике.

Специалисты отделения динамики и прочности авиационных двигателей Михаил Мезенцев и Михаил Волков рассказали о создании научно-технического задела в области освоения и внедрения новых технологий и материалов в процесс проектирования перспективных двигателей. Они отметили, что применение традиционных технологий и методов изготовления сегодня уже не удовлетворяет мировым трендам и высоким требованиям к деталям и узлам авиационных двигателей: на помощь приходят аддитивные технологии и новейшие керамические и композиционные материалы.

Аддитивные технологии позволяют конструкторам не зависеть от ограничений обрабатывающих станков, но при этом получать высокую скорость изготовления изделий и их улучшенные характеристики. Производство становится более рентабельным, а возможности изготовления сложных деталей – почти не ограниченными.

Рассказ сопровождался видеоматериалами, в том числе о создании лопатки вентилятора из слоев углеродной ткани. Технология проектирования и испытания таких лопаток в России есть только у ЦИАМ.

«Тема аддитивных технологий у всех на слуху. Но то, что мы узнали здесь, очень свежо», – поделился один из участников экскурсии.

Наибольший интерес у будущих двигателистов вызвало посещение стендов для испытаний натурных газотурбинных двигателей с имитацией высотно-климатических условий.

Стенд – это имитация полета самолета. Ребята узнали, что на стендах Московской площадки, являющейся частью общей инфраструктуры испытательной базы ЦИАМ, отрабатываются как отдельные элементы в составе двигателя (стартеры, системы зажигания, топливные системы, автоматика), так и полноразмерные двигатели. На московской испытательной площадке проходили испытания на пусковых режимах легендарные Д-30 и НК-86 (для самолетов Ту-154 и Ил-86). В целом, все гражданские двигатели на различных этапах их создания отрабатывают здесь свои пусковые свойства. Начальники стендов Владимир Дячук и Андрей Нарышкин рассказали ребятам об испытаниях в барокамере.

Экскурсия в ЦИАМ дала возможность студентам из Казани, Уфы, Рыбинска, Москвы, Самары и Омска заглянуть в «сердце» авиадвигателестроения и своими глазами увидеть процесс создания «пламенных моторов», а, возможно, и определиться со своим профессиональным будущим.