Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: экраноплан «Лунь»

Его предназначение – поражение ракетными ударами надводных кораблей, в особенности авианосцев. «Лунь» нес на борту шесть сверхзвуковых противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит», мог развивать скорость до 500 км/ч и пролетать до 2000 км. Его незаметность для радаров давала возможность приближаться к цели на расстояние пуска ракеты, за что экраноплан получил неофициальное название «Убийца авианосцев». Помимо этого, «Лунь» – один из самых тяжелых летательных аппаратов в мире.

Сборка первого экземпляра экраноплана началась в 1983 году на опытном заводе «Волга». Двойственная природа крылатой машины позволила конструкторам использовать влияние и воды, и воздуха. Согласно международной классификации, экранопланы относятся к морским судам, однако аппараты не только плавают – в основном эксплуатационном режиме они летают в воздухе на высоте нескольких метров от поверхности воды или суши. Основная их особенность – использование «экранного эффекта», при котором поток под крылом отражается от земли или воды и создает дополнительную подъемную силу. Экраноплан как бы скользит над поверхностью, не касаясь ее. Это позволяет превосходить суда на воздушной подушке по скорости и боевым характеристикам, а самолеты – по грузоподъемности.

«Лунь» стал особенным заданием для специалистов Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского. Гидродинамикам института пришлось освоить новые методы моделирования, модифицировать методику испытаний аппарата и решать одновременно задачи обеспечения мореходности, устойчивости и управляемости. Это потребовало нетрадиционных для гидроавиации решений: поддува под крыло двигателями, применения амортизированных глиссирующих гидролыж и др. А по результатам модельных испытаний в аэродинамической трубе специалисты изучили влияние одиночного и группового ракетного залпа с борта «Луня» на его аэродинамику и динамику как для режима плавания, так и для режимов крейсерского полета. Наконец, ученые ЦАГИ внесли существенный вклад в создание теории устойчивости и управляемости таких аппаратов.

После успешного прохождения государственных испытаний экраноплан «Лунь» вошел в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, однако в 1990-е годы работы по этому направлению прекратились, а сам аппарат был законсервирован.