Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ВНИИНМ в три раза сократил затраты на разработку «толерантного» топлива

Речь идет о так называемом «толерантном» ядерном топливе (от англ. Accident Tolerant Fuel (ATF) – ядерное топливо устойчивое к авариям), главным отличием которого станут оболочные и топливные материалы.

Для исключения многовариантности  направлений НИОКР специалистами АО «ВНИИНМ» были применены механизмы и инструменты комплексных систем управления рисками.  Каждый вариант был сформирован с учетом качественной и количественной оценки рисков, а также комплекса мероприятий по управлению ими. В результате сроки выполнения работ по отдельным направлениям ATF сократились  в 1,5 раза, а стоимость общей программы  уменьшилась в 3 раза.

«Мы опирались на международную систему управления рисками направлений ATF, но по сравнению с ней, наш подход максимально  оптимизирован. Мы исключили заведомо технологически сложные, дорогостоящие направления, добавили часть собственных принципиально новых разработок, что позволяет значительно сократить расходы и увеличить конкурентоспособность разрабатываемого топлива»,  - сообщил генеральный директор АО «ВНИИНМ» Леонид Карпюк.

Сегодня ученые АО «ВНИИНМ» рассматривают возможность применения нескольких видов оболочечных материалов: карбид кремния, хромоникелевый сплав 42XHM а также самое быстро реализуемое направление - жаростойкие коррозионные покрытия на оболочки из циркониевых сплавов. Среди наиболее перспективных вариантов покрытий – хром, который помимо стойкости к аварийным ситуациям повысит эксплуатационные характеристики оболочек и увеличит время работы ТВС в активной зоне.

Помимо новых оболочечных материалов в Топливной компании разрабатывается также топливо на основе легированных силицидов урана и UMo сплава (металлокерамическое топливо) повышенной теплопроводности и ураноемкости. Это позволит уменьшить рабочую температуру топлива, и, следовательно, снизить температуры при аварийных ситуациях. Повышенная ураноемкость дает возможность продлить кампанию твэлов, что улучшит экономику топливного цикла.

Главные задачи, которые стоят перед институтом в 2018 году,- предложить разные варианты толерантного топлива, изготовить опытные образцы, разработать эскизные проекты ТВС, провести дореакторные испытания.

Топливная компания ТВЭЛ ожидает получить готовый продукт в 2021-2022 гг.