Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Ракетный двигатель с лазерным зажиганием

В «Конструкторском бюро химавтоматики» в Воронеже успешно испытали лазерную систему зажигания кислородно-водородного жидкостного ракетного двигателя, разработанную в ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша». Впервые воспламенение топлива в ракетном двигателе производилось непосредственно в камере сгорания, без специального запального устройства. Лазерная система зажигания инициирует оптический пробой в воспламеняемой среде, температура плазмы в области пробоя достигает 500 тысяч градусов. Такая температура обеспечивает воспламенение любых топливных пар (кислород-водород, кислород-метан, кислород-керосин и т. д.) при разных соотношениях компонентов.

Уникальность системы заключается в ее небольших размерах (масса лазера составляет всего 450 г, масса блока питания – 900 г) и энергетических параметрах. Лазер стыкуется непосредственно к камере сгорания, мощность лазерных импульсов достигает 20 МВт при высокой частоте следования импульсов в течение всего процесса запуска двигателя. Такие параметры достигнуты за счет диодной накачки, не требующей специальной термостабилизации в широком диапазоне температур.

Лазерная система зажигания дает возможность снизить вес двигателя и упростить его запуск. Кроме того, как показали испытания, система остается надежной при многократном включении двигателя, причем как при криогенных температурах жидкого топлива, так и при тепловом воздействии во время запуска двигателя и в ходе его работы.

По словам генерального конструктора «Конструкторского бюро химавтоматики» (АО КБХА) Виктора Горохова, внедрение лазерной системы зажигания повышает надёжность работы жидкостного ракетного двигателя. Он подчеркнул, что ранее конструкторское бюро провело эксперименты по лазерному поджигу кислородно-керосинового топлива. Освоение новой технологии, использующей кислородно-водородное топливо, – большой шаг к созданию надежных жидкостных ракетных двигателей для многоразовых ракетно-космических систем.

Совместные испытания АО КБХА и Государственного научного центра «Исследовательский центр имени М.В. Келдыша» проведены в рамках опытно-конструкторской работы «Создание ракетных двигателей нового поколения и базовых элементов маршевых двигательных установок перспективных средств выведения».

Источник: "Наука и жизнь"